Twitter Facebook RSS
W
W
W
.
R
O
C
K
.
K
I
E
V
.
U
A
АФИША
РОК.энциклопедия
ФОТО.банк
ОБЪЯВЛЕНИЯ
ФОРУМ
КИЕВСКИЙ РОК КЛУБ
Привет, Гость!
Статус: н/д
Возможности: 0%

Начать поиск...
Избранное
27
июня
2017
Купить билет
клуб «Stereo Plaza»
Вход: 990-4000грн.
2
июля
2017
Купить билет
ВДНХ
Вход: 300-5000грн.
19
июля
2017
Купить билет
НСК «Олимпийский»
Вход: 790-2990грн.
Последнее
Панк рок-группа ГАЛЯК презентует новый альбом
23.06.2017 - [новости]ГАЛяК
В эпоху самых смелых экспериментов и смешения стилей музыканты ГАЛЯК соединяют, казалось бы, несовместимые направления: панк, где «стремление играть, главенствует над умением делать это» и такой сложный сплав нот и гармоний как фьюжн
Новий кліп Epolets став блокбастером із погонею та бійками
21.06.2017 - [видео]Epolets
Epolets презентували новий кліп на пісню «Місто спить». В основі сюжету – люди, які вдень працюють на звичайних роботах, а ввечері вириваються на волю. Люди різного статусу, зовнішності та переконань. Єдине, що їх об’єднує – любов до свободи, пошуку пригод, а також татуювання з емблемою Epolets
Двоє українських саунд-продюсерів стали першими ендорсерами Ableton в Україні
13.06.2017 - [новости]Ableton
Статус ендоресра означає, що Данієлян та Романенко будуть обличчям бренду та його популяризаторами в Україні. До того ж не тільки в галузі написання та створення музики, а й у сферах саунд-дизайну для ігор та кіно

Океан Ельзи - Без меж
[2016]
Нова платівка «Океану Ельзи» «Без меж» привернула до себе увагу критики здебільшого як суспільне явище. Мистецькі якості довгограю лишилися на периферії аналітичних публікацій. Між тим, «Без меж» може похизуватися низкою саме творчих цікавинок, на які варто звернути увагу як прихильникам «ОЕ», так і допитливим меломанам>>>
Сергій Жадан та Собаки в космосі - Пси
[2016]
Традиційно інтелектуальні, стьобні тексти які Сергій Жадан наспівує, чи вірніше начитує під бадьорий ска-панк. «Пси» - як третій сезон знайомого серіалу, якщо ви вже знайомі з їх творчістю, тоді приблизно знаєте, що почуєте>>>

Долгая Счастливая Жизнь Гражданской Обороны

[ 16.09.2004 ]

Долгая Счастливая Жизнь
Гражданская Оборона
«Долгая Счастливая Жизнь»
Мистерия Звука, 2004

Долгая Счастливая Жизнь Гражданской Обороны

Вот наконец, мы и дождались. Вышел альбом, разговоры о котором так или иначе ходили уже лет пять, хотя, разумеется, это вовсе не тот, о котором говорил Егор Летов в интервью в 99м. В течении длительного времени деятельность Гражданской Обороны привела, помимо всего прочего, к созданию яркой и впечатляющей эстетики (а вслед за ней и мифологии) сибирской экзистенциальной волны, разогретых до состояния шаровой молнии, производящей эффект Тунгусского метеорита в головах поклонников. Однако, если не принимать во внимание фракцию поклонников, благоговейно трепещущих от одного упоминания имени лидера группы, одного бестелесного мифа будет всё же недостаточно, чтобы произвести описанный эффект, миф тоже нужно привести в движение. Это как гигантское увеличительное стекло, которое не покажет вам ничего, если по ту сторону стекла ничего и нет.

С первыми прослушиваниями альбома меня трясло, как на ухабах, от соседства таких номеров, как например, «На хуй!» и «Без Меня». Черный флаг на мачте каравеллы с надписью «Гражданская Оборона», когда-то (а может, и до сих пор) украшенный текстом интервью «Приятного аппетита!» пылает черным пламенем, а совсем рядом раздается музыка выходного дня с помпезными аранжировками, ожидаемыми скорее от каких-нибудь литованых ВИА брежневской эпохи. Поэтому я не спешил с выводами, расслушивая слова, интонации, разглядывая детали. Факт выхода альбома на мэйнстримовой Мистерии Звука, издательстве, печатающем тот самый шлак, в адрес которого сказаны слова машнинской песни, «если мне не будет лень, если я буду в силах, я приду поплясать на ваших могилах», не способствовали обретению равновесия, а придавали налет сюрреальности опытy прослушивания, хотя уголком сознания я и понимал, что это дело в общем-то десятое.

Когда пыль немного осела, картина выглядела следующим образом. Наверное, впервые за без малого 20-летнюю историю группы, Гражданская Оборона оказалась ровно в той точке, которую можно было вывести на основании последних двух-трех альбомов, концертных выступлеий и внеклассных проектов. Вместо очередного шага за горизонт, в музыкальном отношении группа принялась разрабатывать формулу, найденную на «Солнцевороте» и закрепленную впоследствии на альбомах вплоть до концертной «Свободы». Предгрозовая угрюмость «Невыносимой легкости бытия» смягчилась теплой эстетикой «Звездопада», которая, похоже, и принесла тот привкус добротных советских шлягеров, а совершенно безумный и прекрасный «Приказ 227» мог легко появиться и на «100 Лет одиночества». Звук, также заметно подпитываемый семидесятыми, стал сочнее, но сохранил спасительную шероховатость и доморощенность. Единственная претензия к сведению состоит в том, что голос на этот раз оказался «упрятан» глубже, чем следовало бы, что затрудняет восприятие слов на слух. А слова - это уже совсем другая история.

Летовская лирика на этом альбоме в заметно меньшей степени, чем раньше, носит характер постулатов, пусть нетривиальных, эпатирующих, или просто спорных (за исключением анархистского первого номера). Если Бертольд Брехт сказал, что «Искусство - это не зеркало, а молоток», то на этом альбоме сделан широкий шаг к зеркалу, чему, кстати, способствовало и музыкальное сопровождение. За неделю, прошедшую с момента выпуска альбома он уже был назван лучшим альбомом русского рока в 2004 году, и с этой формулировкой трудно не согласиться. Можно сколько угодно пытаться сравнивать «Долгую Счастливую Жизнь» с, например, «Русским Полем Экспериметов», тыча в ущербность первой по сравнению со второй, но на фоне той ямы, куда с треском и свистом ухнули все остальные, альбом выглядит действительно триумфально. В этом же однако, кроется и проблема. Материал альбома действительно является «русским роком», в отличие от даже «Звездопада», сохранившего какую-то минимальную эстетическую чужеродность. Гражданская Оборона впервые оказалсь частью того, отчего отчаянно пыталась, во всяком случае, видимо, дистанциироваться. Из компонентов «шаровой молнии», о которой я написал в начале, слишком сильный упор делается на спасительный эффект гигантского увеличительного стекла, слишко сильна инерция. Оказавшись в большинстве случаев от «молотка», Игорь Федорович прибег к зеркалу, используя в качестве средст выражения набор художественных знаков, понятных как традиционной аудитории «Нашествия» или «Крыльев», так и для «духовной оппозиции», понимающей те же образы, но вкладывающих в них совешенно иной смысл. Альбом, впрочем, ни коим образом не является двусмысленным - каждый из слушателей получит совершенно определенное сообщение, но в отличие от предыдущих работ, каждый получит разное. Я не удивлюсь, например, если номер «Вселенская Большая Любовь» войдет в радио-оборот, но произойдет это из-за убедительного ритма и красивой мелодии (здорово напоминающих поздний Amorphis, например песню «Summer's End»), а не из-за мощного экзистенциального заряда, который в этой песне (за которую ему можно простить несколько не по-летовски блеклых и пустых номеров, вроде завершающей «На том берегу») на самом деле присутствует. Точно также даже кавер-версия вроде бы спорной «Помоги себе сам» будет по-разному, вплоть до «с точностью до наоборот» прочитана любителями Децла и закоренелыми анархистами.

По всей видимости, этот альбом ГО является переходным, от метафизических подполья и баррикад, пусть даже в какой-то степени символических, к сильному, но форматному, контроллируемому, ремесленничеству. Переходным потому, что среди крепко сколоченной и чертовски при этом хорошей бутафории там и сям еще бьётся живая жилка. Феномен живого зайца, сидящего в пластиковой траве красивого зеленого цвета.

Д.М.
Сентябрь 2004




Купил билет - помог сайту:
Электронный билет
вверх
 
подключайтесь: Twitter · Facebook
copyleft 2003-2017 www.rock.kiev.ua