Twitter Facebook RSS
W
W
W
.
R
O
C
K
.
K
I
E
V
.
U
A
АФИША
РОК.энциклопедия
ФОТО.банк
ОБЪЯВЛЕНИЯ
ФОРУМ
КИЕВСКИЙ РОК КЛУБ
Привет, Гость!
Статус: н/д
Возможности: 0%

Начать поиск...
Избранное
21
декабря
2017
Купить билет
МЦКМ
Вход: 350-1950грн.
Последнее
DASH – дебютний відео-кліп
14.11.2017 - [видео]DASH
В кліпі столичного гурту DASH (Rapcore/Hardcore) знімалися виключно шанувальники творчості гурту, а самі зйомки проходили на території арт-простору «Суспільна платформа Колізей КПІ».
Cheshires представили в Киеве «Суперминор»
12.11.2017 - [новости]Cheshires
20-го октября одесские альтернативщики Cheshires представили в киевском Mezzanine новый студийный альбом
Replays by Miss Key #1
10.11.2017 - [новости]Miss Key
После многих лет увлечения метал-музыкой, пианистка и композитор Катерина Губанова начала свой сольный фортепианный проект Miss Key

Океан Ельзи - Без меж
[2016]
Нова платівка «Океану Ельзи» «Без меж» привернула до себе увагу критики здебільшого як суспільне явище. Мистецькі якості довгограю лишилися на периферії аналітичних публікацій. Між тим, «Без меж» може похизуватися низкою саме творчих цікавинок, на які варто звернути увагу як прихильникам «ОЕ», так і допитливим меломанам>>>
Сергій Жадан та Собаки в космосі - Пси
[2016]
Традиційно інтелектуальні, стьобні тексти які Сергій Жадан наспівує, чи вірніше начитує під бадьорий ска-панк. «Пси» - як третій сезон знайомого серіалу, якщо ви вже знайомі з їх творчістю, тоді приблизно знаєте, що почуєте>>>

Приходь, Джаггер!

[ 09.11.2004 ]

Почему украинских рок-музыкантов не хочется? Это не единственный вопрос, который возникает при знакомстве с дисками «Легенди химерного краю. Антологія українського року».

Главную проблему украинского шоу-бизнеса, неотъемлемой частью которого является рок-музыка, принято формулировать следующим образом: «Украинская музыка не популярна, потому что в нее не вкладывают деньги». И, соответственно, «в украинскую музыку не вкладывают деньги, потому что она не популярна». Замкнутый круг. Но, как говорится, «даже если вас съели, у вас есть, как минимум, два выхода».

Рок-музыка — уникальное явление, уютно разместившееся на стыке между элитарной и массовой культурой. Но большинство наших рок-музыкантов, увы, упорно мечется из крайности в крайность, плодя утомительный андерграунд или же «целлулоидную» рок-попсу (настоятельно прошу не путать с «рокапопсом»). Первые так настойчиво открещиваются от какой-либо «коммерции», что создается впечатление, будто их душит банальнейшая «жаба». Вторые же, предпочтя принцип «конвейерного производства», не учитывают, что с их «материалами» и «оборудованием» вряд ли получится выпускать «ролс-ройсы» — только «запорожцы», со всеми вытекающими отсюда последствиями. В итоге, ни те ни другие не продуцируют ровным счетом ничего, достойного внимания. Впрочем, это проблема не только украинской рок-музыки.

А теперь — о национальном колорите. Основную идею рок-н-ролла предельно лаконично и точно сформулировал еще мистер Мик Джаггер в Бог весть шестьдесят каком-то году. Она проста, как все гениальное, и звучит — «satisfaction», то бишь «удовлетворение» в переводе с буржуйского. Да и сам термин «рок-н-ролл» изначально означал не что иное, как вполне определенные совместные телодвижения. Сексуальная энергия — движущая сила рока, именно наличие или отсутствие которой, определяемое сугубо субъективными смутными ощущениями, заставляет нас восклицать «Это рок!» или, соответственно, морщиться «Фу, попса голимая!». Конечно, никто не запретит, к примеру, сладкоголосой девочке Бритни астматически постанывать, конвульсивно дергаясь на стуле, но от этого в ее от начала и до конца «сделанной», пардон, музыке драйва не прибавится. Когда же на сцену поднимаются старые добрые «перцы» (в смысле «Red Hot Chili Peppers»), и пальцы Фли начинают заговорщицки перебирать струны бас-гитары, а Кидис подходит к микрофону, многотысячная толпа, независимо от половой принадлежности и сексуальной ориентации, буквально взрывается. Наша же «цнотлива країна Україна» продолжает доказывать, что секса у нас нет. Сексапильность, как известно, — качество врожденное, его, в отличие от маленькой голубой таблеточки, не купишь в аптеке, он либо есть, либо нет — и третьего не дано. Наших рок-музыкантов упорно не хочется.

Не знаю, с чем это связано; может, музыканты считают, что подобные вольности помешают творческому процессу и тщательно маскируются, либо в этом плане им просто нечего сказать (или сделать). Помнится, на одном из концертов российских «Троллей» стоящая рядом барышня с нескрываемым восхищением сказала о Лагутенко: «Боже, какие у него б...кие глаза»! «Это» — то, за что люди согласны платить свои кровные. Рок-н-ролл — не проституция, но все мы в этой жизни стараемся себя продать подороже. И может быть, стоит раскрепоститься? Впрочем, нужно отметить, что определенные сдвиги в данной области уже намечаются: в основном, за счет молодого поколения; скажем, энергичная вокалистка «ТАНКОВ», довольно убедительно распевающая «Возьми меня силой!», внушает надежду, что все еще, возможно, «излечимо».

«Вторая часть марлезонского балета» то бишь данной статьи, могла бы быть озаглавлена «Простота хуже воровства». Статус рок-звезды, как воздуха, требует мифа, тайны, недосказанности, очарования неизвестного. Скажите, много ли вы читаете сплетен об украинских рок-музыкантах? То-то же. А ведь, как известно, «плохая реклама — тоже реклама, только бы имя не переврали». И то, что отечественными рок-персонажами мало интересуется так называемая желтая пресса, верный признак того, что они попросту не интересны широкой публике. «Звезда» как феномен социального сознания рождается из ярких газетных и журнальных статей, телеэфиров, восторженных сообщений о том, что при личном общении «от него сияние исходит», переданных по «фанатской почте». А в нашем случае всего этого нет по одной простой причине: в родных рок-героях нет тайны. Когда-то Фредди Меркьюри попеняли за его снобизм, на что он ответил: «А что, я должен пить чай со зрителями, сидящими в первом ряду»? У нас же пьют (и не только чай). Редкие попытки «навести лоск» зачастую приводят к банальнейшему «понтыгонятельству», что тоже особой чести музыкантам не делает.

А теперь о самом грустном. В начале этого года были выпущены два симпатичных диска «Легенди химерного краю. Антологiя українського року». Их составители действительно постарались представить в этих сборниках практически все украинские рок-команды. И их набралось... аж 16, из которых от силы девять известны более или менее широкой публике. Надо комментировать?

Украинский рок движется своими, неведомыми, путями. «Северная соседка» давно сформировала свой стиль, который являет собой гремучую смесь подчас довольно посредственной игры и заумных текстов, включающих набор неизменных тем — «древнерусскую тоску», соцпроблемы, Будду и «бутылку кефира, полбатона». Но: БГ, Шевчук, Бутусов, «АукцЫон» — эти имена говорят сами за себя. В конце 90-х в российской рок-музыке явно наметилась тенденция «паломничества на Запад». Все, начиная от качества записи и до идеологии включительно, меняется в соответствии с новыми веяниями. Неведомый и ранее казавшийся недостойным истинного рок-музыканта процесс под названием «промоушн» прочно вошел в жизнь наших северных соседей. У нас же до последнего времени об этом почему-то и речи не было. Под последним временем подразумевается контракт, заключенный «Океаном Эльзы» с известнейшей компанией по производству прохладительных напитков, позволивший группе сделать отличный тур и собрать — первой из украинских команд! — киевский Дворец спорта. При этом массовку никто не создавал: зал был заполнен людьми, отдавшими за билеты на концерт украинской рок-группы свои деньги. Можем ведь!

Не случайно именно «Океан Эльзы» и «ВВ» завершают программу «Легенд химерного краю». «Океан Эльзы» — группа, пошедшая «западным» путем. Коммерчески ориентированная, но при этом весьма достойная музыка, грамотный пиар, стильность — все это позволило музыкантам стать суперпопулярными в России, при этом делая ставку на сладкую «западность», а не на «конвертируемый» там национальный колорит (в отличие, к примеру, от молдавских «Zdob Si Zdub»). А вот буквосочетание «ВВ», греющее душу каждого украинца, — совершенно иной случай. «Вопли Видоплясова» — группа, без преувеличения, гениальная. Хотя бы по той простой причине, что умудрилась выработать абсолютно ни на кого не похожий стиль, в котором и продолжает плодотворно работать. Причем в гордом одиночестве. Аллюзии на «ВВ» можно заметить в творчестве многих украинских команд, но ухитриться повторить этот уникальнейший микс из панка, шансона, «AC/DC» и «Галю, приходь» пока не удалось никому. «ВВ» — классический пример культовой рок-группы: харизма лидера, бешеный драйв, французская «мифология» плюс безусловный профессионализм. Таким образом, «ВВ» и «Океан Эльзы» — первый эшелон отечественных рок-команд — представляют два пути успешного существования в рок-джунглях. И не только украинских: такой подход естественен для любого рок-ареала.

Если есть первый эшелон, логично было бы предположить и существование второго, который, возможно, ничем не хуже — просто иной. На мой субъективный взгляд, наиболее яркими его представителями являются группы «Вiй» и «Мертвий пiвень», также включенные в «Антологiю українського року». Массово популярными они, вероятно, не будут никогда (да им это и не нужно). Но сам факт существования на периферии шоу-бизнеса таких своеобразных команд внушает некоторый оптимизм.

Однако наиболее весомым поводом для оптимизма, возможно, следует считать молодую отечественную рок-поросль. Люди, выросшие на великолепном миксе из «русского рока» и лучших западных образцов, хорошо осведомленные, понимающие и принимающие новые тенденции, знающие значение слов «стиль» и «промо», вполне в состоянии растолкать «летаргирующий» украинский рок. Но тут возникает другая проблема — языковая. Что поделать, но подавляющее большинство представителей этого поколения думает по-русски, считая себя украинцами. Пробиться русскоязычной украинской рок-команде на какой-либо украинский фестиваль практически невозможно. Остается или переписывать тексты, или продолжать играть в подвале. А рок-н-ролл и обязаловка — вещи несовместные. Писать настоящие стихи можно лишь на языке, на котором ты думаешь, — это факт, не имеющий ничего общего с политикой, а лишь с психологией и искусством. Поэтому, проводя языковую селекцию, организаторы фестивалей зачастую отсеивают… лучших. Поскольку, во-первых, рок-музыка предполагает честность, и если человек поступается творческими принципами ради возможности засветиться, значит, изначально там и не было особенно чем поступаться, во-вторых, текст, написанный на языке, который ты знаешь, но на которым не думаешь, явно проигрывает оригиналу. Отсюда, кстати, возможно, и «растут ноги» у потрясающе бездарных текстов многих и многих отечественных рок-команд.

Подводя итоги вышесказанному, можно сделать вывод, что, несмотря на все неутешительные пророчества, рок-н-ролл жив. В том числе и украинский. Издаются антологии, проводятся концерты и фестивали, пишутся статьи. Осталось всего ничего: сделать украинскую рок-музыку действительно популярной. И для этого вовсе не обязательно заново изобретать велосипед: ведь принципы существования рок-групп везде одинаковы — что в Англии, что в США, что в Украине, что в Папуа-Новой Гвинее! Надо их только внедрять. Причем как можно быстрее.

Анна Давыдова [Столичные новости]





Читать в архиве по теме 3:
 
Теги
10.11.2004
Новости
Репортаж с презентации украинской рок - антологии «Легенди химерного краю».
01.11.2004
Новости
Спочатку був диск під назвою «Легенди химерного краю». Назву першої в Україні (і в світі) Антології Української рок-музики запозичені з пісні Андрія Середи — лідер-вокаліста КОМУ ВНИЗ. Головна ідея CD — зібрати докупи розпорошену в часі музику, що в сумі дає ЯВИЩЕ — яскраве і своєрідне.
03.08.2004
Новости
Українськими бувають не тільки вареники, гопак і писанки. Українським буває РОК. Звідки взявся РОК в Україні і хто його герої - про це іде мова в книзі Олександра Євтушенка «Легенди химерного краю. Українська антологія».



Купил билет - помог сайту:
Электронный билет
вверх
подключайтесь: Twitter · Facebook
copyleft 2003-2017 www.rock.kiev.ua