Twitter Facebook RSS
W
W
W
.
R
O
C
K
.
K
I
E
V
.
U
A
АФИША
РОК.энциклопедия
ФОТО.банк
ОБЪЯВЛЕНИЯ
ФОРУМ
КИЕВСКИЙ РОК КЛУБ
Привет, Гость!
Статус: н/д
Возможности: 0%

Начать поиск...
Избранное
27
августа
2017
Купить билет
клуб «Docker pub»
Вход: 250-3150грн.
3
сентября
2017
Купить билет
клуб «Docker pub»
Вход: 400-650грн.
14
сентября
2017
Купить билет
клуб «Бинго»
Вход: 690-1400грн.
Последнее
В Киев приедет самый известный музыкант планеты Zucchero
16.08.2017 - [анонс]Zucchero
Друг Стинга и Джо Кокера выступит в украинской столице с единственным сольным концертом 14 сентября во Дворце «Украина». В программу тура «Black Cat» войдут как новые композиции, так и бессмертные хиты Zucchero, благодаря которым его по сей день считают самым известным музыкантом планеты
Nebulae Come Sweet відправляються в тур по Україні
16.08.2017 - [анонс]Nebulae Come Sweet
З 14 по 16 вересня Nebulae Come Sweet відвідає Вінницю, Тернопіль та Одесу, а фінальною точкою туру стане виступ у Києві на 10-річчі Doom Over Kiev 14-15 жовтня
Line Up фестивалю «Повстанець» - 9-10 вересня
15.08.2017 - [анонс]Повстанець
Вперше фестиваль «Повстанець» пройде біля Києва, але від того буде не менш драйвовим! Музиканти даруватимуть настрій і підсилюватимуть дух так, що вистачить до смаку усім відвідувачам заходу

Океан Ельзи - Без меж
[2016]
Нова платівка «Океану Ельзи» «Без меж» привернула до себе увагу критики здебільшого як суспільне явище. Мистецькі якості довгограю лишилися на периферії аналітичних публікацій. Між тим, «Без меж» може похизуватися низкою саме творчих цікавинок, на які варто звернути увагу як прихильникам «ОЕ», так і допитливим меломанам>>>
Сергій Жадан та Собаки в космосі - Пси
[2016]
Традиційно інтелектуальні, стьобні тексти які Сергій Жадан наспівує, чи вірніше начитує під бадьорий ска-панк. «Пси» - як третій сезон знайомого серіалу, якщо ви вже знайомі з їх творчістю, тоді приблизно знаєте, що почуєте>>>

Виталий Климов: «Автор узнаёт о том, как нужно писать хиты, отнюдь не аналитическим путём» #2

[ 25.08.2015 ]

Виталий Климов

Продюсер Виталий Климов человек, во многом благодаря которому мы знаем группы «Океан Ельзи» и «Табула Раса» активно занимался созданием и продвижением музыкальных проектов на заре 90-х. В то время редкий украинец слышал слово «продюсер». А Климову, между тем, именно тогда удалось дать высокий продюсерский старт нескольким интереснейшим артистам.

В предыдущей публикации Виталий рассказывал о том, как он делал свои первые шаги навстречу миру музыки и музыкального менеджмента. Эта часть беседы посвящена первым серьёзным успехам Климова на поприще продюсирования проекту с Народной артисткой Украины Натальей Сумской и сотрудничеству с группой «Табула Раса».

Если я правильно понимаю, ребята из группы «Табула Раса» были Вашими первыми подопечными?

Нет. Я уже говорил о том, что, по сути, первым моим подопечным был я сам. Хотя, если покопаться в памяти, то можно отметить, что некий продюсерский опыт у меня был с киевской инструментальной группой «Биокорд», которой я занимался, будучи ещё музыкантом «Баніта Байда». Именно «Биокорд» аккомпанирует мне в кадре на видео, где я исполняю длиннющую песню а-ля Лу Рид.

В самом начале 90-х, в период работы над хит-парадом «Топ-Гарт» я познакомился с поистине легендарным человеком — Ростиславом Штынём, лидером группы «Опальний Принц». Ростик был на тот момент человеком с уже сформировавшимся мировоззрением, прошедшим «крым» и «рым» эстрады, имеющим предпринимательскую жилку, определённое бесстрашие и здоровый авантюризм. Не мудрено, что несколько позже «Master Video» как продакшн-хаус вошло в состав его империи, которая называлась «Ростислав-шоу». В этой же империи были Ира Билык с группой «Цей Дощ Надовго», и еще много кого было...

Много присутствовало безалаберности, романтики, просчётов. Но объединяло всех ощущение, что в культуре страны можно многое поменять. «Ростислав-шоу» много чего сделало, но самое знаковое — «Пісенний Вернісаж-92». По сути, это был государственный фестиваль, который делала частная компания. Пришлось пойти на компромисс: во Дворце «Украина» играли звёзды эстрады и поп-исполнители (и официальные, и новомодные), а во Дворце спорта — рокеры и западные гости. Возможно в тот момент где-то в закоулках сознания у меня и возникло ощущение: «чем черт не шутит, может и займусь когда-нибудь таким системно». Но это было очень сильно на периферии сознания.

А чуть раньше, чем началась история с «Табулой», — хотя, по сути, всё это происходило практически одновременно — я взялся за реализацию проекта с Натальей Сумской. Народная артистка Украины, старшая сестра Ольги Сумской... Наталья Вячеславовна была состоявшейся драматической актрисой, нередко работавшей на сцене в жанре актёрской песни. Актёрская песня предполагает наличие харизмы, интересного тембра голоса у исполнителя, хорошего знания им собственной публики.

Мы с моим другом, известным в музыкальных кругах гитаристом и композитором Романом Суржей (меломаны могут помнить его по участию в легендарной группе конца 80-х «Рок-Трио», широкая публика может знать его в качестве участника группы сестёр Тельнюк, саунд-продюсера дебютного диска «Океана Ельзи» и автора музыкального сопровождения ко мьюзиклу «Барон Мюнгхаузен»А.Б.), попытались сделать серьёзный update Наталье Вячеславовне, параллельно продвинув интеллектуальную музыку а-ля Tori Amos.

В итоге у нас получилось четыре или пять треков — причём текст одного из них, песни «Ми з тобою», был написан в соавторстве с Андреем Кузьменко. Песня есть в интернете. Те, кто хорошо знаком с творчеством группы «Скрябін», прослушав её, сразу узнают почерк Кузьмы.

Какого именно Кузьмы? Известно, что творчество группы «Скрябін» принято делить на «старый» (до 2000 года) и «новый» периоды, которые якобы сильно отличаются друг от друга.

Для меня Кузьма вообще никогда не менялся. Особенно во всём, что касается текстов и философии, которую он исповедовал в творчестве. Музыка группы чуть-чуть варьировалась, конечно, но это нормально.

Кстати, Андрей вёл рубрику в одной из передач, где я исполнял обязанности основного ведущего. Это был его первый телевизионный опыт. Мы варились в одной тусовке, дружили. Кузьма какое-то время даже у меня дома жил... Да, впрочем, кто там только не жил!..

Кстати, огромный респект за гитарную партию, записанную Вами для песни «Скрябіна» «Я живу».

Ох, как же я намаялся, придумывая эту партию!.. Кузьма позвонил мне накануне записи и сказал, что завтра мне нужно будет заехать в студию и записать гитару. Я ему: «Ты что, с ума сошёл?» Он мне: «А я ж тобі колись казав!» Тут я вспомнил, что и вправду «казав».

Пришлось придумывать партию за ночь. Я взял в руки свой «палёный» «стратокастер», воткнул его в рахитичный домашний комбик, поставил трек на repeat... Колупал-колупал струны — что-то в итоге наколупалось. Спасибо Олегу Барабашу, тогдашнему бас-гитаристу «Табулы», который работал звукорежиссёром в студии Nova и записывал ту песню. Он, по сути, «вытащил» своим сведением приличный звук из моей не очень внятной игры.

Вернёмся к проекту с Натальей Сумской. Чем он завершился?

Проект, как это принято говорить, состоялся. Он ведь не был «долгоиграющим» — так, интересный временный эксперимент. Мы даже добились появления Наталии Сумской на главной сцене фестиваля «Таврийские Игры». Для человека из её среды выступление на подобном «попсовом» мероприятии считалось чем-то крайне нетипичным.

Возможно, дело было в том, что, невзирая на достаточно консервативный культурный слой, в котором находилась Наталья Вячеславовна, на репутацию актрисы, сыгравшей огромное количество классических украинских ролей, внутри неё сидел рок-н-ролльный «чёртик», которого мне удалось разглядеть. Было это очень странным, ведь Наталья Сумская не была знакома с музыкой рок-н-ролл. Но мы с Романом поняли, что по духу она — наш человек!

Помню, я регулярно приходил к Сумской по вопросам сотрудничества в театр им. Ивана Франко с банданой на голове и ловил на себе удивлённые взгляды её коллег — в том числе покойного Богдана Ступки. Все они, прямо говоря, офигевали от появления подобного персонажа в буфете театра. Это, конечно, было очень смешно. Я уже молчу о том, как смотрели на меня разного рода уважаемые пузатые чиновники, с которыми мы сталкивались, выступая на городских мероприятиях... Знают, что я продюсер, ничего мне сделать не могут, но по глазам видно: хотят послать, куда подальше. Врать не буду: я получал от всего этого удовольствие!

С «Табулой» у Вас были более глубокие и продолжительные отношения...

Мы были вместе с 1993 по начало 1998 года.

То есть, в течение практически всего «хитового» периода жизни группы. Помню альбом Radiodonor, вышедший в 1994 году. На нём уже была песня «Шейк «Шей, Шей», которая сблизила Вас с группой...

Когда мы приступили к съёмкам «Шейк «Шей, Шей», у группы уже был готов Radiodonor, исполненный на «тарабарщине». Мы прикрепили к нему бонусом русскоязычный «Шейк...», выпустили тираж кассет на фирме Western Thunder и отправились с ними на фестиваль Rock Summer. Я знал, что на фестивале есть точки продажи музыкальной продукции. Там и продавались наши кассеты.

Любопытно, что благодаря поездке на фестиваль, был снят ещё и клип на первую, «тарабарскую» версию песни «Любимая машина». К моменту поездки на фестиваль мы не успевали сделать клип «Шейк...». А эстонские организаторы требовали какое-то видео: им нужно было что-то крутить в эфире. Мы по-быстрому сняли видео на крыше киевского иняза, где Олег фигурирует в костюме то ли Пиноккио, то ли Пьеро... В общем, оперативно склепали что-то, что можно было бы отдать для рекламы в Таллин.

Получился совершенно шикарный клип, который можно воспринимать, как глубоко концептуальное видео с кучей скрытых смыслов.

Поверь мне, этого не было. Интересно, впрочем, что видео снято на крыше «сакрального» места. В клубе иняза находилась репетиционная база и студия, где репетировала и записывалась целая куча киевских групп, включая «Баніта Байда». К тому же, с крыши этого здания открывается шикарный вид на костёл, расположенный неподалёку.

Я уже и не вспомню, кто придумал все эти костюмы, одетые на музыкантов. Возможно, автором идеи был сам Лапоногов: он-то актёр по образованию, где-то в его душе всё равно дремлет лицедейство. Всё снималось очень быстро.

Меня ещё невероятно впечатляет усатый мужчина, который периодически выходит из-за ширмы в разных костюмах, постоянно кланяясь.

Ой, да, такая паранойя!.. Кажется, этот мужчина был чьим-то другом. Да это, в общем-то, и неважно. Итак, мы сделали видео на первую версию «Машины», потом, уже после фестиваля, экранизировали «Шейк». И, так сказать, по горячим следам — хотя, наверное, не совсем уж и по горячим, к 1997 году — записали альбом «Сказка про май».

Я обратил внимание на то, что многие песни с альбома Radiodonor продублированы на «Сказке...» в русскоязычных вариантах.

Ничего подобного! То есть, какие-то «дубли», конечно, есть. Но их не так много, и только «Любимая машина», перепетая на русском, является настоящим хитом, корни которого находятся в альбоме Radiodonor.

Впрочем, на «Сказке...» есть песня «Утренний белый луч», которая в принципе является одной из самых старых песен «Табулы». Одну из её версий можно найти на альбоме «8 рун», первой работе группы. Тот вариант аранжировки мне не очень импонирует. А вот версия песни, опубликованная на «Сказке...», в принципе является моей любимой композицией в творчестве группы. Я страшно жалею о том, что не успел инициировать съёмку клипа на эту композицию — это ведь мегапесня!..

Кстати, дорого ли было в 90-е записать альбом «Сказка про май»? Он и сейчас, на фоне современных пластинок, звучит достойно.

Если я ничего не путаю, запись «Сказки...» стоила около двух тысяч долларов. По тем временам это были, что называется, «крутые бабки». Но мы тогда уже зарабатывали с концертов, так что могли себе позволить такую запись.

Где в те времена выступала «Табула Раса»? Насколько я помню, клубных концертных площадок в Украине практически не было.

Первый успешный микро-тур группы прошёл в рамках акции, которая называлась Camel Rock. Акция была инициирована торговой маркой Camel для того, чтобы обойти законодательные ограничения, запрещавшие непосредственную рекламу табачных изделий среди молодёжи. Один из традиционных способов обхода таких запретов — регистрация смежных торговых марок и проведение под ними мероприятий, которые как бы «намекают» на продукт, требующий продвижения. То есть, Camel Rock вроде бы позиционировался в качестве самостоятельной акции, не связанной с курением и т. п., но все понимали, что речь шла о сигаретах.

В туре было шесть или семь концертов. Самый смешной из них был в Одессе. Тогда участники группы переели мидий и еле «дожили» потом до концерта. А вот звукорежиссёр до концерта дойти, увы, не смог. Ужас был в том, что за пульт пришлось стать мне. Какое же это было испытание!.. Я — крутил ручки за пультом, уф-ф-ф-ф... Правда, треке на четвёртом мне это даже понравилось. А на праздновании Нового, 1998-го года, в одном из киевских клубов я по той же причине подменял бас-гитариста. Были времена...

Говоря о Вашем расставании с «Табулой», СМИ часто пишут о некоем концерте в КПИ, где на «разогреве» у группы выступал тогда ещё малоизвестный «Океан Ельзи». Подробностей я не помню, но пишут о том, что «Табула Раса» якобы «завалила» этот концерт...

Нет-нет, ничего никто не завалил. Концерт в КПИ делал ныне покойный Василий Щербань — очень хороший парень, который помогал организовывать выступления симпатичных ему групп. Как сейчас помню Василия сидящим на Майдане и собственноручно продающим кассеты украинских коллективов. Однако, как концертный организатор, Вася был не очень опытен и немного наивен.

Итак, Щербань решил делать концерт группы «Табула Раса» в КПИ, с довольно-таки высоким, как по тем временам, гонораром. Он же придумал, что у «Табулы» должна выступить группа на «разогреве», и что группой этой должен быть «Океан Ельзи». Я к тому моменту почти не был знаком с «Океанами», но отнёсся к ним благосклонно — нормальная вроде бы группа, студенческая такая...

Никакого скандала я не помню. «Океан Ельзи» отыграл запланированный разогрев. Была, правда, маленькая заминка с выходом на сцену «Табулы». У Васи плохо продались билеты, поэтому он не мог закрыть гонорарную часть. Наш концертный директор — опытный человек, помогавший нам делать все ключевые туры — дал понять Щербаню, что тот должен соблюсти финансовые договорённости прежде, чем музыканты выйдут на сцену. Василий очень мучился, было его страшно жаль, но бизнес есть бизнес. В итоге, правда, всё решилось благополучно.

С другой стороны, я точно помню, что именно на том концерте обратил внимание на «Океанов». Я с удивлением отметил, что вживую группа играет гораздо слаженнее, чем «Табула Раса», и звучит лучше. Хотя тогдашняя их музыка, на мой взгляд, была намного хуже, чем у «Табулы». Мне она вообще тогда не понравилась.

«Океан Ельзи» вообще удивительная группа в плане темпов и качества творческого роста. Особенно поражает рост Святослава Вакарчука как автора песен.

Славик просто открыл в себе «фишку». До тех пор, пока не произошёл успех песни «Шейк «Шей, Шей», Олег Лапоногов тоже не понимал, какими именно ему нужно писать песни. Как только любой настоящий автор получает искренний фидбек от публики, некую позитивную реакцию на успешную песню, с ним происходит определённая перетурбация и он начинает чувствовать связь со своей аудиторией, выдавая на-гора хит за хитом.

Это метафизический процесс. Только в кино можно встретить истории о том, как продюсер объясняет автору: дескать, тебе нужно делать всё в миноре, использовать рваный грув в композициях и т. п. На примере Олега и Славика я видел, что люди изобретают рецепт хита отнюдь не аналитическим путём. Они просто вдруг начинают чувствовать эмоциональную связь с публикой, некое признание, которое выражается не в проданных билетах, а в эмоциях, в широко открытых глазах. И понимают, что именно нужно писать для этих людей.

Текст интервью: Антон Бессонов («Тим Талер»)


© www.rock.kiev.ua



Читать в архиве по теме 2:
 
Теги
03.09.2015
Интервью
Виталий Климов, пионер украинского музыкального менеджмента — настоящий кладезь воспоминаний. Заключительная часть материала посвящена работе с нынешним украинским Band Number One «Океан Ельзи», дебюту украинской рок-дивы Алёны Винницкой, и размышлениям, так сказать, общефилософского характера
17.08.2015
Интервью
Имя продюсера Виталия Климова знают многие меломаны. С подачи Виталия зажглись «звёзды» всенародно любимых групп «Табула Раса» и «Океан Ельзи». Жизненный опыт такого человека не может не представлять ценности. В первой части интервью Климов рассказывает о первых серьёзных шагах в мире музыки, а также объясняет, почему его, по большому счёту, нельзя называть продюсером



Купил билет - помог сайту:
Электронный билет
вверх
 
подключайтесь: Twitter · Facebook
copyleft 2003-2017 www.rock.kiev.ua