На жаль, українська версія публікації відсутня, пропонуємо варіант на російській мові

Виталий Климов: «Был случай, когда мне в мешке принесли двести тысяч долларов на «раскрутку» #3

03.09.2015 · Інтерв'юВиталий Климов: «Был случай, когда мне в мешке принесли двести тысяч долларов на «раскрутку» #3

Виталий Климов, пионер украинского музыкального менеджмента настоящий кладезь воспоминаний. Нескольких задушевных посиделок с ним за чашкой чая, пожалуй, хватило бы для того, чтобы написать объёмистый очерк, посвящённый украинскому шоу-бизнесу. Из одной-единственной беседы получилось три интервью.

В первой и второй частях публикации Виталий рассказывает о своих начальных успехах на поприще музыкального продюсирования, а также о сотрудничестве с группой «Табула Раса». Заключительная часть материала посвящена работе с нынешним украинским Band Number One «Океан Ельзи», дебюту украинской рок-дивы Алёны Винницкой, и размышлениям, так сказать, общефилософского характера.

Итак, совместный концерт групп «Океан Ельзи» и «Табула Раса» не был тем моментом, когда Вы расстались с одной группой и переключились на другую? Лапоногов не ронял гитару и не срывал концерт, как об этом писали некоторые СМИ?

Я такого вообще не помню. Может быть, у меня, как говорят психологи, срабатывает «цензура сознания». Но точно могу сказать, что с «Табулой» я разошёлся уже тогда, когда вплотную занимался «Океаном Ельзи». На концерте в КПИ я даже не думал о том, что буду сотрудничать с «ОЕ».

В общем-то, дебютный альбом «Там, де нас нема» «Океана Ельзи» и пластинка «Бетельгейзе» группы «Табула Раса» писались практически одновременно, в одной и той же студии «Аркадия». Я как раз подписал контракт с Nova Records на выпуск трёх альбомов «ОЕ» и одного альбома «Табулы». Правда, дописывался «Бетельгейзе» уже без моего участия.

Сейчас у Вас нормальные отношения с бывшими подопечными? Не секрет, что расставания после долгосрочных совместных проектов часто происходят болезненно...

Все мы живые люди. Сейчас я вполне нормально общаюсь со всеми бывшими коллегами. Но, разумеется, были периоды в жизни, когда я ощущал неприятное напряжение, вспоминая о группах «Табула Раса» или «Океан Ельзи». Кстати, такого неприятного напряжения не было в случае с Алёной Винницкой.

Вы же с ней недолго работали?

Ничего себе! Мы работали два года, сделали альбом, несколько видеоклипов.

Винницкая интересный пример артиста, который, будучи выходцем из попсового коллектива, сумел преодолеть навязанный ему образ и сделать совершенно другую карьеру.

Ну, это обществом Алёна Винницкая воспринималась как выходец из попсового коллектива. На самом деле она с ранней юности была девушкой, которая любила рок-музыку и тусовалась с рок-музыкантами. Поверьте мне, она воспитана совсем на другом — отнюдь не на музыке а-ля ВИА «Гра». В ней живёт иной дух. Понято, что Алёна — женщина, и ничто женское ей не чуждо. Но ВИА «Гра» — скорее, случайность в её творческой биографии, нежели закономерность.

Поэтому дебютный альбом Алёны «Рассвет» было делать очень легко. Нам не нужно было что-то придумывать — мы все вместе делали то, что Винницкой и так хотелось делать. Кстати, песня «Рассвет» — самый концептуальный трек альбома, наиболее тонко проработанный в отношении аранжировки. Мы сознательно «ваяли» некое подобие скандинавского женского рока а-ля The Cardigans — на тот момент для Украины это было чем-то новым.

С учётом того, что во главе проекта стояла женщина, которая красиво ушла из поп-группы, Алёна Винницкая была обречена на успех. Женщины всегда поддерживают представительницу их пола, которая умеет преодолеть какую-то социальную зависимость. И даже некоторые мужчины этому симпатизируют.

Вернёмся к мужчинам-музыкантам. В каком-то достаточно серьёзном бизнес-издании было написано, что, перебравшись в Киев, группа «Океан Ельзи» установила достаточно высокую по тем временам планку гонорара в 800 долларов и восемь месяцев сидела без выступлений...

Да, именно так и было.

На что жили музыканты? Была какая-то работа в формате кавер-группы, помощь родственников?..

Это был инвестиционный проект. На самом деле всё ведь как происходило? В момент, когда наши отношения с «Табулой» начали охладевать, я в принципе начал уставать от работы с артистами и даже подумывал о том, чтобы снова всецело посвятить себя видеопроизводству. И вдруг какие-то знакомые предложили мне: слушай, мол, «Табула Раса» хорошо идёт — давай, ещё одну рок-группу «раскрутим»! Я засомневался: надо ведь какие-то деньги для этого найти, говорю. Мне отвечают: давай, найдём группу — а деньги есть.

Я начал вспоминать все коллективы, которые были у меня на примете. После успехов с «Табулой» мне постоянно слали какие-то демки. Вспомнилась группа «Океан Ельзи» — тем более, что у меня остались хорошие воспоминания об их выступлении на разогреве у «Табулы». Да и было потом пару встреч со Славиком, на которых он за чашкой кофе спрашивал у меня, нельзя ли, мол, что-то с их группой предпринять. Я постоянно отвечал ему, что, может быть, что-то предпринять и можно, да только не вполне понятно, каким образом.

Я ещё раз вытащил из запасников их старую кассеру «Будинок зі скла», переслушал. Подумал: ничего, мол, звучит. Голос, правда, у вокалиста вибрирует иногда, мягко говоря, не лучшим образом — но, может, это как-то «чинится», кто его знает... В конце концов, есть у меня «консерваторский» товарищ Роман Суржа — «починит». В общем, очень цинично подошёл к вопросу.

Передал я фонограмму инвесторам для прослушивания, пришёл к ним на личную встречу. Они мне и говорят: мы, дескать, эту Вашу запись вообще не поняли. Но, с другой стороны, отдаём себе отчёт в том, что мы в вопросах современной музыки полные профаны. Поэтому готовы довериться Вашему вкусу, профессионализму и т. п. Единственный момент: напишите всё-таки бизнес-план.

Я чуть не упал: что это, мол, такое — бизнес-план? Они мне: мы Вам, мол, вышлем образец. Выслали. Я его открыл — и опять чуть не упал. Двадцать страниц о том, как хранится сырьё на заводе, и т. д., и т. п. Бизнес-план я писал месяца два, поскольку это было так скучно, что просто ужас.

Но в какой-то момент мне стало это интересно, как некая игра. Дескать, что я, не смогу переделать бизнес-план, посвящённый заводу, в бизнес-план о группе? Ну, например, пункт «Условия хранения сырья»? Вроде бы заковыристо, да? А я отвечу: две съёмные квартиры на Оболони с отоплением и прочими удобствами! И «сырьё» не портится!

У меня этот бизнес-план до сих пор где-то на дискете хранится. Жаль, нет времени искать — а то нашёл бы, посмеялся. Между прочим, по моим планам мы должны были через два года выйти на российский рынок. А вышли через полтора.

В общем, за счёт инвестиций музыканты смогли восемь месяцев продержаться в столице. Они получали заплату — очень маленькую, правда. В этом смысле «Океаны», конечно, молодцы. Рискнули по-мужски, переехали в чужой город, чем-то существенным пожертвовали... Тем не менее, деньги инвесторов помогали «держаться на зубах», отказываясь от концертов за маленькие гонорары.

По сути, мы «проедали» средства, вкладывались в продакшн и упрямо гнули свою линию. В какой-то момент это сработало: организаторы поняли, что вынуждены платить нам столько, сколько мы просим.

Не было бы инвестиций, пришлось бы ходить на работу...

Всё бы накрылось. Пример про «без инвестиций» — группа «Ла Манш», которую я продюсировал параллельно с «Океанами». Отличная, кстати, группа была.

Насколько я помню, Вы с ними не дошли даже до альбома...

Увы. Закончились инвестиции — группе пришлось покинуть Киев и в результате расформироваться. Это, в общем-то, крест в моей судьбе, потому что я очень люблю музыку группы «Ла Машн». Переслушивая сделанные нами записи, я до сих пор считаю, что это крутой материал. Душа до сих пор болит.

Между прочим, благодаря записи группы «Ла Манш» в Киев попал очень известный сейчас саунд-продюсер Виталий Телезин, который на тот момент работал в Ивано-Франковске и, кажется, совершенно не думал о переезде в столицу. Музыкальный продюсер «Ла Манш» Дмитрий Ципердюк убедил меня в том, что ему очень нужен Виталий для совместной работы. Мы включили приезд Телезина в Киев в смету проекта. Виталий попал на глаза управляющему студией, саунд-продюсеру Евгению Ступке, тот предложил ему задержаться в столице «на подольше». Если я ничего не путаю, конечно.

Кстати, раз уж речь зашла о деньгах. На чём, по-Вашему, можно сэкономить, занимаясь продвижением музыкального проекта?

На всём, кроме таланта. Возьмём в качестве примера «бизнес-модель» группы «5'nizza»: на что там тратить деньги? На акустическую гитару, что ли? Там не то, что экономить деньги можно — там их тратить не на что! Сама суть продукта такова, что он не требует особых трат. Нужно просто, чтобы группа оставалась такой, какая она есть — и всё. Это уже работает.

Музыка, искусство и т. п. — всё равно товар. Все законы, которые касаются обычных товаров, распространяются и на музыкальные проекты. Если мы говорим об уникальном товарном предложении, то у группы «5'nizza» оно присутствовало в полной мере. «5'nizza» — уникальный микс эстетики текстов ярмарочных скоморохов, гармоний авторской песни и рагга-грува.

Причём их уникальность «получилась» сама собой, и сработала она естественным образом. Совсем не так, как, допустим, «сработала» группа The Arctic Monkeys, которая, согласно легенде, «раскрутилась» через Интернет. Когда в 2006 году я увидел этих так называемых «пацанов» на сцене одного из западных фестивалей, то сразу понял, что в истории с онлайн-продвижением что-то нечисто. Работы там, поверьте, было проделано много.

Возможно, в легенде об онлайн-раскрутке и есть что-то справедливое. Но легенда тогда и хороша, когда базируется хотя бы на маленьком кусочке правды. Ты можешь потом гибко модифицировать её на своё усмотрение так, что потом и не вспомнишь сам, ронял ли Лапоногов  гитару на сцене КПИ или не ронял...

Кстати, раз уж заговорили о раскрутке, скажу отдельное слово о «промо-людях». Если «Табулу» «поднимать» было относительно легко, то с «Океанами» пришлось немножко попотеть — а потому я понимал как менеджер, что без пиар-штаба этого не сделаю. Поэтому сформировал вокруг себя некую «банду» криэйторов. Основными её членами были Виталий «Бард» Бардецкий, впоследствии главный редактор журнала «Новый Рок-н-ролл», зачинатель и арт-директор «почившего в бозе» культового киевского клуба «Хlіб», параллельно — букер, а также Юрий Никитинский, сейчас — детский писатель и сценарист. Это было похоже на лабораторию. Какую мы только ахинею порой придумывали и удивительным образом потом воплощали!..

И, конечно, не обошлось без коллег и друзей из масс-медиа. Все бескорыстно, с энтузиазмом помогали. Все хотели новых героев — время такое было. Ну и, конечно, в те времена очень был важен рекординг – таким стала «Nova Records», идеологом которой был Валерий Тверской, беззаветно верящий в торжество вкуса (а иначе рекординги нет смысла делать).

Часто ли в Вашей практике Вы шли навстречу артистам, которые обращались к Вам за помощью?

Если у проекта нет инвестора, я вряд ли чем-то могу помочь. К примеру, и я, и Евгений Ступка скорбим о судьбе полтавской рок-группы «Майор Пронин», которая играет настолько Украинский рок, что могла бы, наверное, при удачном стечении обстоятельств «подвинуть» даже коллектив «Вопли Видоплясова». Это был бы украинский «АукцЫон»! Но мы с Евгением не смогли взяться за этот коллектив, поскольку в нужный момент не нашлось финансирование.

С другой стороны, в моей практике бывали случаи, когда я отговаривал артистов — даже довольно талантливых — от того, чтобы заниматься шоу-бизнесом. Люди сгоряча готовы были продавать квартиры и брать кредиты для того, чтобы продвинуть собственное творчество. Я искренне просил их: пожалуйста, не делайте этого. Гарантий-то я вам никаких дать не могу. Нельзя ведь наобещать человеку с три короба — и в случае неудачи переломать ему всю судьбу. Квартира продана, долгов куча — шоу-бизнес не «пошёл»...

Был случай, когда мне в мешке принесли двести тысяч долларов, попросив помочь с «раскруткой». Я послушал музыкальный материал, который «прилагался» к этому мешку — и честно посоветовал людям вложить деньги в какой-нибудь остров на Мальдивах.

Люди, у которых есть деньги, удивительным образом не совпадают с людьми, у которых есть талант. На этом, конечно, строится вся история человечества — и всё-таки это страшная беда!

Но с «Океаном Ельзи» всё как-то получилось, совпало...

С «Океаном» деньги, по большому счёту, нашёл всё-таки я. И, на самом деле, в какой-то момент я понял, что музыка группы мне нравится. Поэтому довольно-таки чётко осознавал, что делаю — иначе, пожалуй, в принципе не делал бы ничего. Музыка, кстати, быстро пришлась по вкусу также инвесторам. Они просто были людьми, которые воспитаны на других культурных традициях. Но видел бы кто, как эти люди подскакивали на юбилейном концерте «ОЕ»!

Правда, и «Океан Ельзи» сейчас звучит совершенно не так, как звучал на заре карьеры.

Ну, так ведь «давно на фронте»! На самом деле, Святослав Вакарчук сам по себе является очень хорошим музыкальным продюсером, хотя до конца не осознаёт себя таковым. И все  успехи группы, по большому счёту, связаны с тем, что в какой-то момент Славик взял в руки бразды правления именно как музыкальный продюсер. Не всем его коллегам это понравилось: кто-то покинул коллектив, торжественно ушёл продюсировать Esthetic Education. Но тут, как говорится, история рассудила. Можно сколько угодно рассуждать об «олдскульности» «ОЕ» — «але воно працює».

Текст интервью: Антон Бессонов («Тим Талер»)

© Рок.Київ

 
ПУБЛІКАЦІЇ
Виталий Климов: «Автор узнаёт о том, как нужно писать хиты, отнюдь не аналитическим путём» #2
ІНТЕРВ'Ю
Виталий Климов: «Автор узнаёт о том, как нужно писать хиты, отнюдь не аналитическим путём» #2
25.08.2015

Продюсер Виталий Климов — человек, во многом благодаря которому мы знаем группы «Океан Ельзи» и «Табула Раса» — активно занимался созданием и продвижением музыкальных проектов на заре 90-х. Эта часть беседы посвящена первым серьёзным успехам Климова на поприще продюсирования — проекту с Народной артисткой Украины Натальей Сумской и сотрудничеству с группой «Табула Раса»

Виталий Климов: «Я стал продюсером поневоле» #1
ІНТЕРВ'Ю
Виталий Климов: «Я стал продюсером поневоле» #1
17.08.2015

Имя продюсера Виталия Климова знают многие меломаны. С подачи Виталия зажглись «звёзды» всенародно любимых групп «Табула Раса» и «Океан Ельзи». Жизненный опыт такого человека не может не представлять ценности. В первой части интервью Климов рассказывает о первых серьёзных шагах в мире музыки, а также объясняет, почему его, по большому счёту, нельзя называть продюсером

РЕКОМЕНДАЦІЇ
No comment
НОВИНИ
No comment
24.03.2022

No comment

Сергій Міхалок заспівав свою культову пісню Воїни світла українською
НОВИНИ
Сергій Міхалок заспівав свою культову пісню Воїни світла українською
13.07.2022

Сергій Міхалок та гурт Ляпіс Трубецькой презентували новий сингл та відеокліп на пісню Воїни світла українською мовою. Переклад пісні зробив український поет, активіст та волонтер Сергій Жадан