В усього є свій початок та кінець. І як не прикро казати, цей пост може стати останнім в нашій 14ти річній історії. ROCK.KIEV.UA робився людьми для людей, тож ми розраховуємо на взаємну довіру та підтримку. Ми запустили проект по збору коштів на «дефібриляцію» Київського Рок-Клубу на платформі «Спільнокошт». Нам потрібна ваша підтримка для перегрупування, тож тепер від кожного хто читає ці рядки залежить який знак буде в цій історії - кома чи крапка.
Всі подробиці на сторінці проекту
Twitter Facebook RSS
W
W
W
.
R
O
C
K
.
K
I
E
V
.
U
A
АФИША
РОК.энциклопедия
ФОТО.банк
ОБЪЯВЛЕНИЯ
ФОРУМ
КИЕВСКИЙ РОК КЛУБ
Привет, Гость!
Статус: н/д
Возможности: 0%

Начать поиск...
Избранное
29
апреля
2017
Купить билет
клуб «Бинго»
Вход: 250-400грн.
11
мая
2017
Купить билет
клуб «Sentrum»
Вход: 170-400грн.
11
мая
2017
Купить билет
клуб «Docker pub»
Вход: 125-200грн.
Последнее
Зірки українського шоу-бізнесу підтримують День Вуличної Музики
28.04.2017 - [анонс]День Вуличної Музики
Команда День Вуличної Музики запустила власну краудфандингову платформу для збору коштів на проведення фестивалю. Відомі музиканти вже надали в підтримку фестивалю особисті речі, диски з автографами та інші подарунки благодійникам, які фондуватимуть кошти в День Вуличної Музики
Вышел новый 22-ой номер журнала Gothica специально к его 11-летию
27.04.2017 - [анонс]Gothica
Новый номер стал самым объемным за всю историю журнала, и содержит 108 страниц о готической музыке и субкультуре. И главное, теперь вы можете бесплатно скачать журнал в формате максимально качественного pdf файла
Наступний фестиваль Ulichnaya Eda пройде 13-14 травня
27.04.2017 - [анонс]Ulichnaya Eda
Знову за наповнення «Зеленої сцени» буде відповідальною креативна команда музичної студії «Исток». Дуже скоро на офіційній сторінці в Фейсбук буде заявлений лайнап української молодої альтернативної сцени. Маса музичних відкриттів гостям гарантовані

Океан Ельзи - Без меж
[2016]
Нова платівка «Океану Ельзи» «Без меж» привернула до себе увагу критики здебільшого як суспільне явище. Мистецькі якості довгограю лишилися на периферії аналітичних публікацій. Між тим, «Без меж» може похизуватися низкою саме творчих цікавинок, на які варто звернути увагу як прихильникам «ОЕ», так і допитливим меломанам>>>
Сергій Жадан та Собаки в космосі - Пси
[2016]
Традиційно інтелектуальні, стьобні тексти які Сергій Жадан наспівує, чи вірніше начитує під бадьорий ска-панк. «Пси» - як третій сезон знайомого серіалу, якщо ви вже знайомі з їх творчістю, тоді приблизно знаєте, що почуєте>>>

Милош Елич: «Нужно всегда давать кредит доверия своему саунд-продюсеру» #3

[ 23.09.2015 ]

Океан Ельзи

Отдельная благодарность Виктории Хоменко и Евгению Золотарёву за помощь в организации интервью

Сербскому композитору и музыканту Милошу Еличу повезло работать в лучших европейских студиях с артистами, которые не только могут себе позволить хорошо профинансировать запись альбома, но охотно идут на эксперименты со звуком и аранжировками. В первой и второй частях интервью штатный клавишник «Океана Ельзи» увлечённо делится воспоминаниями о буднях, проведённых в студиях и на репетиционных базах.

Елич не устаёт повторять: интересный музыкальный материал и креативный подход к его записи важнее любой дорогой аппаратуры. А умение вежливо общаться с коллегами, идти на компромиссы помогает продюсеру не меньше, нежели его музыкальные таланты.

На твоей памяти с «Океаном Ельзи» сотрудничало несколько различных музыкальных продюсеров. В чём заключались особенности работы каждого из них?

Все работают очень по-разному. К примеру, подход Евгения Ступки (известный киевский специалист, продюсировал альбом Dolce Vita — А.Б.) к накоплению треков очень сильно отличается от подхода Кена Нельсона (британский саунд-продюсер, работал над альбомом «Земля» — А.Б.). Для Ступки не очень принципиально, каким будет тембр музыкального инструмента в процессе накопления. Он получает звуковой сигнал, имеющий приемлемые технические характеристики. Финальный тембр формируется уже на сведении, он может кардинально отличаться от исходного звучания. Нельсон добивается всего при накоплении. В ходе накопления он проводит почти всю творческую работу. Сведение для Кена Нельсона — скорее, техническая процедура: сделать так, чтобы одна партия не мешала другой, подправить динамику и т. д. Это принципиальная разница в их работе.

Лично я поступал и так, и эдак. Сейчас больше склоняюсь к тому, что максимума эстетических аспектов звучания инструметов нужно добиваться при накоплении. Это не значит, что такой подход  единственно правильный. Просто на данный момент я склоняюсь именно к нему, ха!

Такой подход требует хорошего финансирования. Чтобы получить нужный звук вживую, необходимо много всего иметь под рукой.

Есть такое. Однако, как вариант — можно иметь хорошую идею. Всё можно делать дорого — и можно делать относительно недорого. Запись звука — в принципе, дорогое удовольствие. Мы все знаем, сколько стоит хороший микрофон, качественный предусилитель, компрессор... Но можно идти на компромиссы.

Я, например, работаю в качестве саунд-продюсера с группой Bahroma. Их гитарист Дмитрий Крузов приходил на запись материала с уже готовыми звуковыми идеями. Допустим, у него есть стереофонические педали — окей, мы использовали для их подзвучки два комбоусилителя. Однако, комбики в данном случае были не более, чем средством передачи оригинальной задумки гитариста. Весь звук инструмента формировался в педалборде музыканта. Оставалось только качественно пропустить его через хороший усилитель и красиво записать. И это — не очень дорого.

Совет абсолютно всем музыкантам: максимально готовьтесь к записи на репетициях. Не только в плане исполнения, но и в плане звука тоже. Всем нам хочется играть на дорогих инструментах, использовать высококлассную аппаратуру. Безусловно, это всё влияет на качество звучания. Но если нет возможностей для использования дорогого «железа», нужно исходить из подручных средств, искать свой звук. Думаете, Том Уэйтс играет на дорогих роялях в своих песнях?

Я думаю, ему, мягко говоря, безразлично.

Ему безразлично. Но в песнях Уэйтса есть эмоции — это главное. Эмоции — единственная вещь, которую пока что невозможно имитировать с помощью аппаратуры и плагинов.

Ну, можно компрессии добавить, напора...

Да, процентов на десять что-то улучшить можно. Однако, девяносто процентов зависят от исполнителя, от качества его игры.

Поэтому нужно постоянно быть в форме и следить за состоянием тех инструментов, которые у тебя есть. Дорогая гитара — это хорошо. Но дорогая гитара в ужасном состоянии — это гораздо хуже, чем дешёвая гитара в идеальном состоянии. А вообще, самое важное для гитариста — это его пальцы, уши.

В конце концов, если у вас под рукой нет дорогого комбика, крутых «примочек» — используйте программный эмулятор типа Guitar Rig. Не стесняйтесь этого.

А как же вечные споры насчёт преимуществ аналога перед цифрой?

Я считаю, что сейчас для достижения правильного звука хороши все средства. Аналог или цифра — по большому счёту, всё равно. Выбирайте то, что лучше звучит — или то, что вы можете себе позволить. Важна музыкальная идея. Никакой дорогущий компрессор вам её не заменит.

Однозначное преимущество цифровой эры звукозаписи перед аналоговой — возможность редакции. В молодости я писался на плёнку. Мы были начинающей группой и, разумеется. могли позволить себе только работу с лентой, на которую до нас писались уже раз тридцать. К количеству дублей нужно было подходить экономно, ведь лента быстро изнашивалась. Да и «мельчить» нельзя было: всё игралось и переигрывалось большими фрагментами. Мы хорошо понимали, что нам нужно стараться, играть всё, по возможности, целиком и с первого раза.

Сейчас можно записать двадцать треков и нарезать из них готовую партию чуть ли не по одной ноте. Это здорово — но, с другой стороны, это расслабляет музыкантов, делает их более ленивыми. Когда вокалист говорит: не страшно, мол, потюним — с ним не хочется работать. Ведь получается, что именно так он относится к музыке. С другой стороны, если трек записан просто сказочно, но в нём есть две-три нестройные ноты — не пробезгуйте подкорректировать их тюнером, для того он и существует. Это лучше, чем сто раз заставлять вокалиста петь чисто, выжимая из него последние соки.

Расскажи ещё о своих любимых студийных трюках.

Экспериментируйте с микрофонами, с их постановкой. Эта техника работы требует дополнительного студийного времени, но именно таким образом можно получить кардинально другой звук. Замените, к примеру, микрофоны на оверхедах при записи ударной установки, послушайте, как это прозвучит. Или, допустим, вовсе не обязательно записывать рояль, направляя микрофоны ему вовнутрь. Попробуйте поставить их сзади инструмента — вы получите совершенно другой звук.

Если у вас есть какая-то конкретная идея по поводу того, как должен звучать инструмент в миксе, лучше, по возможности, воплотите её уже на этапе записи с помощью расстановки микрофонов. Если вы чётко понимаете, что гитара должна звучать «далеко» от слушателя — так её и записывайте, установив микрофон на расстоянии от комбика. Результат будет всегда убедительнее, чем имитация «отдалённого» звучания, сделанная на этапе сведения с помощью плагинов и аппаратуры. Вы получите уникальный звук, в котором будет присутствовать атмосфера того места, где вы записываетесь.

Есть одна из вещей, которую я почему-то сделал, увы только раз в жизни. В процессе работы над альбомом «Вночі» мы со звукоинженером Игорем Пригоровским нарисовали план каждой песни на бумаге: где и какой инструмент расположен, что и как должно происходить со звуком в миксе и т. д. Потом в процессе записи мы выполняли заранее продуманный план.

Вы, конечно же, от него отходили?

Отходили, разумеется: это же творческий процесс. Но это во многом нам помогло. Над проектом работало большое количество музкантов, звуковую картину легко было перенасытить. Наличие рисунка помогло нам отыскать правильное частотное и панорамное место в миксе для каждого инструмента.

Ещё раз повторяю: максимально готовьтесь к записи. Если музыканты чётко знают свои партии, если продюсер хорошо понимает, какого именно звука хочет добиться на итоговой фонограмме, и умеет это адекватно объяснить звукоинженеру, процесс записи из мучительного творческого поиска превращается в реализацию детально продуманной идеи. Это существенно его удешевляет.

Во время съёмок голливудского фильма редкий режиссёр стоит на площадке и думает о том, что бы ему сейчас такое снять в то время, когда команда из трёхсот человек томится в ожидании. Там всё продумано, расписано по схемам...

С другой стороны, есть Никита Михалков, который в одном из своих мастер-классов рассказывал, как «доводит» артистов до нужной кондиции в течение трёх съёмочных дней и проводит съёмку в последний момент.

Я где-то читал о том, что Андрей Тарковский перед съёмками какого-то из своих фильмов собирал на репетиции актёров, но не проходил с ними сценарий, а проводил беседы на философские темы. Также читал, что Квентин Тарантино во время работы над «Убить Билла» заставлял своих коллег по съёмочной площадке смотреть низкобюджетные фильмы-боевики Гонгконга, дабы все прониклись правильной атмосферой: актёрской мимикой, операторской работой, музыкой.

Общаться с артистами можно по-разному. И по-разному можно доносить до них своё видение финальной картины.

Что ты можешь рассказать о правильных методах общения продюсера с музыкантом в студии?

К каждому творческому человеку нужен индивидуальный подход. Все без исключения музыканты, в том числе я и мои коллеги — весьма непростые люди. У каждого из нас своя специфика. Есть люди, которым достаточно сказать: это, мол, сделано плохо, нужно сделать лучше. Это их подстёгивает, они делают что-то лучше. А кто-то после такого замечания «закрывается» и не может сделать вообще ничего. Такого человека нужно подбадривать, аккуратно указывать на его ошибки... В общем, всё, как с детьми малыми.

Общение с музыкантами составляет процентов семьдесят от работы продюсера. Если музыкант в тонусе, правильно настроен и хорошо исполняет свою партию — этого не испортить никаким плохим расположением микрофонов. Если музыкант чувствует себя неважно, никакая постановка микрофонов, никакая технология не улучшит того, что мы не получили при записи.

Я считаю, что каждый продюсер должен ходить на репетиции, общаться с музыкантами, учиться понимать их эстетические взгляды. И, самое важное, каждый продюсер должен искать язык общения с каждым музыкантом индивидуально.

Не стоит пренебрегать чтением книг по психологии, искусству общения. Соблюдайте, по крайней мере, банальный «принцип бутерброда» при указании человеку на его ошибки. Сначала найдите, за что похвалить, потом о-о-очень тактично укажите на промахи — и в конце опять за что-то честно похвалите. «Принцип бутерброда» воспринимается как «поп-психология», но это не «поп-психология», а действенный приём грамотной аргументации. И ещё: обязательно хвалите музыканта при всех, но критикуйте исключительно наедине.

Нужно также помнить о том, что у каждого музыканта продюсеру есть чему научиться. Я очень люблю, когда творческие идеи исходят от музыкантов. Это классно: ведь именно из таких индивидуальных идей по кирпичику складывается большое здание коллективного творчества.

Иногда, конечно, нужно настаивать на своём.

Как это грамотно делать, чтобы не развалить группу?

Будем откровенны: если у продюсера получилось развалить группу излишней настойчивостью — не так уж прочна была эта группа, ха-ха!..

Расскажу один анекдот из жизни. Речь идёт о песне «Ти і я» с альбома Gloria. Мы работали в Доме звукозаписи, процессом руководил саунд-продюсер Виталий Телезин. Я, по его требованию, сделал сто-о-о-олько дублей клавинета в эту песню, что уже сорвался с места и побежал в контрольную комнату, чтобы решить проблему методами, так сказать, физического воздействия. Слава Богу, ДЗЗ устроен так, что мне нужно было пройти через длинный коридор прежде, чем попасть в комнату, где сидел Виталий.

На полпути меня остановил Святослав и сказал: отдышись, посчитай до десяти, а потом уже заходи. Я чуть-чуть успокоился, зашёл в контрольную комнату. Мы с Телезиным покричали друг на друга. Потом я вернулся на место — и записал партию так, как нужно было.

То есть, в итоге Виталий добился своего. Возможно, он мог бы достичь результата как-то по другому. Но мы слушаем готовую запись, и она нравится нам обоим. Значит, Телезин был прав, и действовал правильно.

Продюсер должен быть авторитетом для музыкантом. Но авторитетом настоящим, заслуженным. Чтобы заработать прочную репутацию, нужно уметь признавать свои ошибки. Нужно уметь сказать: да, я был не прав. В принципе, это правильное отношение к жизни, которое проецируется и на работу в студии. В моей практике бывали случаи, когда я на чём-то очень сильно настаивал. Мы записывали мой вариант, потом делали другую версию — и она оказывалась более интересной.

Отличный пример правильного поведения продюсера — Кен Нельсон. Перед началом записи альбома «Земля» мы отправили ему демки, из которых он должен был выбрать треки для включения в пластинку. Песня «Стріляй» у нас, естественно, была чуть ли не наверху трек-листа. Мы изначально настаивали на том, что её нужно обязательно включать в пластинку. А Нельсон эту песню как-то не почувствовал.

Уже будучи в Брюсселе, мы продолжали настаивать на том, что песню нужно ставить в альбом. Поняв, что он имеет дело с чёткой позицией всех музыкантов, Нельсон дал добро на запись. После того, как мы сделали первое накопление, он прослушал его, повернулся к нам и сказал: «Как хорошо, ребята, что я уговорил вас записать эту песню! Как было бы грустно, если бы она не вошла в пластинку!»

Нельсон — человек с отличным чувством юмора. И таким образом он чётко дал нам понять, что признаёт свою ошибку. Что в песне было намного больше потенциала, чем он услышал в демо-записи. Этим своим поступком он только укрепил собственный авторитет в наших глазах.

Очень красиво он это сделал. И вас не обидел — и себя не унизил.

Я не считаю, что человек унижает себя, если признаёт свои ошибки. Я считаю, что человек унижает себя, когда упрямится и настаивает на своём в тот момент, когда все, включая даже его самого, понимают, что он не прав. Каждый продюсер, который может во всеуслышание признать свою неправоту и принять другое решение, подтверждает таким образом свою готовность работать вместе с группой на общую цель.

Это не может быть унизительным ни при каких обстоятельствах.

Кстати, всегда ли вы доверяете продюсерам участвовать в формировании трек-листа?

Мы нанимаем продюсера для того, чтобы доверить ему судьбу альбома.

Выбор продюсера — очень интересный вопрос. Формально получается, что группа нанимает специалиста и выступает в роли заказчика. Группа — клиент, а клиент, с точки зрения торговли, всегда прав. Но в данном случае всё не должно быть так. Музыканты должны нанимать кого-то, кому они доверяют изначально.

Факторы, обуславливающие доверие, могут быть самыми разными: кто-то записал столько-то хитов номер один, кто-то делает «правильный» звук, поддерживает «правильную» музыкальную эстетику... Когда вы определились с выбором продюсера, нужно обязательно дать ему кредит доверия. Продюсер, конечно, обязан его оправдать. Оправдывает он это тем, что, во-первых, чётко понимает, что делает.  А также тем, что музыкантам нравится финальный результат.

Бывали, конечно, случаи, когда нам не вполне импонировал результат записи, но саунд-продюсер настаивал на своём. Мы прислушивались к нему: всё-таки мы сами выбрали его главным человеком на эту запись. В итоге, через несколько лет я переслушиваю эти песни и понимаю: а ведь они классно звучат! Просто тогда, в момент работы над ними, во мне сидел дух противоречия, который «нашёптывал», что на демке было лучше.

Всё как в оркестре: если каждый будет спорить с дирижёром, никакого гармоничного исполнения не получится.

Текст интервью: Антон Бессонов («Тим Талер»)


© www.rock.kiev.ua



Читать в архиве по теме 23:
 
Новости
Теги
07.08.2016
Нова платівка «Океану Ельзи» «Без меж» привернула до себе увагу критики здебільшого як суспільне явище. Мистецькі якості довгограю лишилися на периферії аналітичних публікацій. Між тим, «Без меж» може похизуватися низкою саме творчих цікавинок, на які варто звернути увагу як прихильникам «ОЕ», так і допитливим меломанам
27.05.2016
Интервью
Лидер группы «Океан Ельзи» Святослав Вакарчук живёт в бешеном ритме мегазвезды рок-н-ролла. Интервью по поводу выпуска девятой номерной пластинки «океанов» он давал в собственный День рождения.
20.04.2016
Видео
«Не йди» є синглом з дев’ятого альбому ОЕ, над яким сьогодні працюють музиканти гурту. Прем'єра кліпу відбулася на офіційному каналі групи в YouTube. Основні зйомки проходили в Грузії. А от кадри за участі ОЕ знімали в Україні, під Києвом
07.12.2015
Видео
Я не дуже часто розказую про те, як писав свої пісні ... Але «Мить»- особлива пісня... Її історія важить для мене не менше, ніж сама пісня... А може й більше... Лютий 2015 року... Новини зі Сходу надходять зі страшними цифрами поранених та загиблих. А за кожною цифрою - чиєсь життя, чиясь доля
17.09.2015
Интервью
Милош Елич производит впечатление человека, глубоко влюблённого в музыку. В награду за настоящую любовь к своему делу Милош получил возможность заниматься музыкой на самом высоком уровне. Немногие украинские звукоинженеры и саунд-продюсеры могут похвастаться богатым опытом сотрудничества с симфоническими оркестрами, участием в записи масштабных джазовых проектов



Купил билет - помог сайту:
Электронный билет
вверх
 
подключайтесь: Twitter · Facebook
copyleft 2003-2017 www.rock.kiev.ua