Twitter Facebook RSS
W
W
W
.
R
O
C
K
.
K
I
E
V
.
U
A
АФИША
РОК.энциклопедия
ФОТО.банк
ОБЪЯВЛЕНИЯ
ФОРУМ
КИЕВСКИЙ РОК КЛУБ
Привет, Гость!
Статус: н/д
Возможности: 0%

Начать поиск...
Избранное
27
августа
2017
Купить билет
клуб «Docker pub»
Вход: 250-3150грн.
3
сентября
2017
Купить билет
клуб «Docker pub»
Вход: 400-650грн.
14
сентября
2017
Купить билет
клуб «Бинго»
Вход: 690-1400грн.
Последнее
В Киев приедет самый известный музыкант планеты Zucchero
16.08.2017 - [анонс]Zucchero
Друг Стинга и Джо Кокера выступит в украинской столице с единственным сольным концертом 14 сентября во Дворце «Украина». В программу тура «Black Cat» войдут как новые композиции, так и бессмертные хиты Zucchero, благодаря которым его по сей день считают самым известным музыкантом планеты
Nebulae Come Sweet відправляються в тур по Україні
16.08.2017 - [анонс]Nebulae Come Sweet
З 14 по 16 вересня Nebulae Come Sweet відвідає Вінницю, Тернопіль та Одесу, а фінальною точкою туру стане виступ у Києві на 10-річчі Doom Over Kiev 14-15 жовтня
Line Up фестивалю «Повстанець» - 9-10 вересня
15.08.2017 - [анонс]Повстанець
Вперше фестиваль «Повстанець» пройде біля Києва, але від того буде не менш драйвовим! Музиканти даруватимуть настрій і підсилюватимуть дух так, що вистачить до смаку усім відвідувачам заходу

Океан Ельзи - Без меж
[2016]
Нова платівка «Океану Ельзи» «Без меж» привернула до себе увагу критики здебільшого як суспільне явище. Мистецькі якості довгограю лишилися на периферії аналітичних публікацій. Між тим, «Без меж» може похизуватися низкою саме творчих цікавинок, на які варто звернути увагу як прихильникам «ОЕ», так і допитливим меломанам>>>
Сергій Жадан та Собаки в космосі - Пси
[2016]
Традиційно інтелектуальні, стьобні тексти які Сергій Жадан наспівує, чи вірніше начитує під бадьорий ска-панк. «Пси» - як третій сезон знайомого серіалу, якщо ви вже знайомі з їх творчістю, тоді приблизно знаєте, що почуєте>>>

«С большим удовольствием играл бы за деньги»

[ 06.05.2004 ]

Добрий-Вечір

Говорят, что первые на территории СССР рок-фестивали были организованы в конце 1960-х в столице советской Украины Киеве. Не каждый в такое поверит, но зато все еще помнят, как двадцатью годами позже гремел появившийся в годы горбачевской перестройки «украинский рок» - «первая ласточка» нацвозрождения Украины. С одним из «духовных отцов» движения - лидером группы «Вій», композитором, поэтом, гитаристом Дмитрием Добрым-Вечером об этом (да, впрочем, обо всем, что хотелось узнать у «живой легенды», да все как-то не получалось спросить) побеседовал корреспондент «Трибуны». В отличие от «перестроечного» рок-клуба, «Вій» живет и здравствует и сегодня. А Добрый-Вечер все так же пишет странные - гипнотизирующие «шаманским» ритмом, словно в омут, затягивающие в свою «экзистенциальную» эстетику, - ни на какие другие не похожие украинские песни.

-В последние годы «Вій» редко появлялся на публике, и критики начали поговаривать о «кризисе» группы. Но с 2003-го все изменилось. Наконец-то, вышел новый альбом «Хата скраю села». Вы стали довольно часто концертировать. Кроме того, в команду влились новые люди (в частности, гитарист Константин Кондрашин.) На слуху имя вашего музыканта Александра Власюка (он же - небезызвестный Лирник Сашко)... Так что - кризис преодолен?

-Это был не кризис, просто пауза. Творческого кризиса точно не было. Мы репетировали, выступали, правда, реже. Некоторые проблемы имелись, разве что, с музыкантами...

-Судя по всему, сейчас вы планируете выступать как можно чаще?

-Это невозможно планировать. Дело в том, что в то время, когда, как ты говоришь, у «Вія» был кризис, лет пять-шесть назад, в Украине вообще никого не интересовала рок-музыка. Была непонятная, полуукраинская, полурусская попса, а те же рок-фестивали, просто рок-концерты устраивать перестали. То есть, одинаковый «кризис» начался для абсолютно всех «роковых» групп. Говорить, мол, у «Вія» сейчас творческий подъем не очень правильно. Мы просто логично продолжаем свое существование.

-А с чем, как ты думаешь, связана нынешняя активизация укррока?

-Наверное, людей просто задолбала пошлятина - все эти поплавские, сердючки... Дальше уже просто некуда! Обрати внимание: в последнее время даже попса становится качественнее.

-Правда?

-По крайней мере, в сравнении с тем, что было лет пять, шесть назад. Ты же помнишь тогдашние телепередачи вроде «Территории А». Был там, к примеру, этакий Юрко Юрченко - ярчайший представитель попсового украинского «качества». И, тем не менее, девочки-слушательницы пищали, плакали, рвали на себе лифчики и т.п. Сейчас, к счастью, в творческом плане страна немного прогрессирует.

-А вот у меня - четкое ощущение «повторения времен». Знаешь, во время празднования летом 2003-го Дня Независимости по всему Киеву очень много людей - и молодежь, и старшие, - сознательно и добровольно украсили одежду нацсимволикой. И - более того - с воодушевлением распевали национальный гимн! И просто на улицах, и на Майдане Независимости во время (и явно «в пику») выступления российских «Любэ». Это очень напомнило мне начало 1990-х - конечно, уже на новом этапе...

-Может, это и аналог, но более качественный. Кстати, насчет «Ще не вмерла...» могу поспорить. Лично мне не очень нравится сам текст - как будто бы Украина очень хочет умереть, но ей до сих пор не дали из чистого садизма. Но с другой стороны... Представь себе, скажем, американцев, распевающих хором свой национальный гимн у Капитолия и размахивающих при этом звездно-полосатым флагом. Разве такая ситуация кажется ненормальной? А почему тогда у нас - ненормально?

-И все же, описанная мной ситуация выглядит очень показательной.

Добрий-Вечір

-Ну, может, киевляне против «Любэ» протестовали?..

-Одно и то же я наблюдал повсюду в центре города.

-Почему - нет? Я, например, свою страну (не государство) люблю...

-Да я к чему веду? Мне кажется, что рок в стране возрождается потому, что вновь актуальны настроения конца 1980-х - начала 1990-х. Тогда всем хотелось перемен, помнишь это ощущение?

-Во-первых, с того времени в Украине мало что изменилось. В хорошую сторону. Скорее - в плохую. Если тогда люди, вроде как, вздохнули: «Ой, неужели? Дали-таки независимость!» То сейчас все понимают, что по большому счету такая независимость - ну, не до задницы, но, по крайней мере, не совсем то, чего хотелось. Если у людей все еще осталась вера в эти вещи - очень хорошо. Лично у меня осталась. Но даже многие мои знакомые говорят, мол, все это - ерунда, и мы все равно скоро будем под Москвой.

-Думаю, Москва, в первую очередь - «в голове».

-Не будем, слава Богу - я в этом убежден!

-Кстати, еще об «идеологии». Идут выборы, значит, наверное, организуют разные агитационные туры с концертами. Когда-то «Вій» участвовал в турне УНА-УНСО. А в этот раз «подпишетесь» на выступления в чью-то поддержку?

-Я не хотел бы говорить о политике - меня это не интересует в принципе. С УНА-УНСО мы ездили не под выборы. И не из-за политики - просто было интересно. (Работали, кстати, абсолютно бесплатно.) Унсовцы предложили покататься - мы согласились: нам было весело, им - тоже... Может, в какой-то степени их идеи меня тогда увлекли, да и сами ребята - непьющие, некурящие, соблюдающие жесткую дисциплину, импонировали... Что же касается нынешних президентских выборов... Во-первых, смотря кто предложит: это очень важно. Во-вторых, никто пока и не предлагает. Зовут тех, кто стопроцентно соберет большую аудиторию, «электорат», - понимаешь?..

-С кем бы точно не стал сотрудничать?

-Однозначно - с коммунистами и социалистами. С первыми - просто потому, что в принципе не люблю коммунистов. Само слово не нравится. А вообще... Все они одинаковые!

-В 1990-х вы, как сами вспоминаете на своем официальном сайте, играли «на шляпу»...

-Возвращаясь к началу разговора, уточню: в тот период кризиса у «Вія» не было - просто каким-то образом нам приходилось зарабатывать деньги. Поэтому была улично-джазовая программа. С ней мы играли не только «на шляпу», зачастую выступали в разных хороших кабачках, на том же Андреевском... Мы не исполняли попсу - только хорошую инструментальную музыку. Но она, к сожалению, требовала столько времени - а кушать-то надо было что-то... Одним словом, мне пришлось принять волевое решение и такую практику прекратить. Несогласные ушли, остальные работают в группе до сих пор.

-Сегодня музыка группы наверняка по-прежнему приносит очень мало денег...

-Вообще не приносит. Речь идет о смешных суммах: наш гонорар - минимум 300 долларов, а максимум - «сколько дадут» (В среднем получается 500 долл.) В команде 7-9 человек, из них 6 - музыканты... С Толей Сорокой - на концертах «Вія» он работает как режиссер, - мы создали свою студию, записываем разную хорошую музыку...

-За столько лет (а «Вію» исполнилось 11) не надоело играть бесплатно?

-Играем-то не ради денег. До сих пор - понимаешь?

-Да все в этой стране - так! Меня вот просто измучал вопрос: доколе в этой стране будут по необходимости играть, снимать кино, писать картины, издавать собственные книжки - бесплатно? Приплачивая, получается, сами. За идею, потому что не могут иначе, просто ради известности. Которая вряд ли сильно радует, если кушать в итоге все равно нечего...

-Насчет известности могу с тобой поспорить. Я не могу сказать, что мы так уж неизвестны...

-Это я обобщаю.

-Понимаешь, я с большим удовольствием играл бы за деньги. И чем больше их было бы, тем лучше жилось бы мне, моим музыкантам, моей семье, ребенку и т.д. Но поскольку, к сожалению, ситуация такова, что подобной возможности нет... Не только у меня - это действительно касается абсолютно всех украинских музыкантов. На самом деле, тех, кто зарабатывают деньги «профессией», считанные единицы. И часть даже этих просто делают вид, что живут за счет музыки, а на деле, у кого-то - свой торговый бизнес, или модельное агентство, кто-то связан с бандитами...

Добрий-Вечір

-Реально ли изменить ситуацию?

-Мы все за это. Но от этого ничего не меняется! Нужно изменить инфраструктуру нашего так называемого «украинского шоу-бизнеса». Но поскольку мы не в силах этого сделать... Что могут сами музыканты? Лет пять назад собирались организовать профсоюз - чтоб не работать меньше, чем за 200 долларов, не соглашаться на определенные условия... Но это такой бред, на самом деле! Например, есть Петриненко Тарас. И есть какой-нибудь Вася Пупкин, который только что вышел из ЖЭКа. Так что - Вася тоже должен рассчитывать на 200 долларов? Да его просто приглашать никто не будет, вот и все. А Петриненко все равно останется при своих. Величину оплаты труда музыкантов должен определять рынок. А у нас пока - «замкнутый круг». Сегодня любой, у кого есть деньги, за 2-3 месяца может стать мегазвездой - все равно, как и какую музыку он играет. Будь у меня 100 тыс. долларов - и я, хотя и пишу отнюдь не самую «массовую» музыку, стану мегазвездой.

-Как показывает практика, чтобы стать успешным на родине, в том числе, в финансовом плане, украинский «мытець», как правило, должен «засветиться» в Европе, США или России...

-Вопрос о переезде в Москву передо мной никогда не стоял и стоять не будет. Хотя предложения были. Творить в Украине действительно очень хорошо. Я, к примеру, еще и очень люблю Киев - просто не представляю, как бы жил в другом месте. А нормально работать музыканту невозможно потому, что, повторюсь, даже по сравнению с Россией структура шоу-бизнеса у нас отсутствует. Это не очень удивительно: после распада Союза в РФ сохранились все «союзные» структуры, а у нас... Нет, я не считаю, что нормальный рынок в Украине невозможен в принципе. И что эта страна не может реализовать свой творческий потенциал. Просто, на все нужно время.

-В конце 1980-х «советский» рок казался нам сугубо идейным движением. А уже к середине 1990-х все свелось к «шоу-бизнесу», деньгам. «Аквариум», «Алиса» и т.п. стали дорогими брэндами. Глядя на это, ловишь себя на иррациональном ощущении, будто тебя, поверившего в «идею», просто обманули...

-Мне кажется, работа исключительно «за идею» - признак неблагополучных стран. В Западной Европе «идея» отнюдь не исключает оплаты. А публика, мне кажется, с тех пор не очень изменилась. Те, кто слушал нас 10 лет назад, слушают и сегодня. Это, конечно, очень хорошо, чувствуешь моральную поддержку. Появилась на концертах и молодежь, но лица этих людей, как по мне, такие же светлые, как и у предыдущего поколения. У нас музыка, все-таки, не «чернушная», поэтому и эмоции у людей вызывает добрые.

-Кстати, о, собственно, творчестве «Вія». Почему ты так часто пишешь о смерти?

-Я спокойно отношусь к смерти. Верю в загробную жизнь, абсолютно убежден в том, что после смерти тела жизнь человеческого существа не заканчивается. Я не говорю, что совсем не боюсь умереть, но мне кажется, что момент перехода должен быть... ну, волнующим, что ли? И в то же время, мне бы очень хотелось знать: что там, дальше? И как возрождается душа? Что же касается собственно песен... О смерти говорится практически в каждой из них, в той или иной степени. Или это смерть от любви, или где-то на фронте. Или кого-то пырнули ножом. (Смеется.) На самом деле, абсолютно каждого человека интересует смерть. Петь о том, как хорошо живется на свете или что нет колбасы - это и так всем понятно. А помочь человеку понять, что смерть - нет, само слово не соответствует, скорее, надо говорить «переход», - это... Ой, я и сам запутался, сложно объяснить просто. Но ты понимаешь, о чем я?

-У поэта-обэриута Александра Введенского есть строчка: «Я раскачивал в бурю словесную лодку, я испытывал слово на огне и на стуже. Но петля минут затягивалась все туже...»

-В общем-то, да. Получается, что понятие смерти проходит через любовь. У нас была песня, где ведьма полюбила земного человека, а люди его убили. И вот она страдает. То есть, непонятно, о любви это, или о смерти. Или еще о той же матери, ждущей сына - а ей вместо него поставили гроб с орденами. Тоже о том же. Или вот еще песенка «Не дала земля»: у человека была семья, дом, «худоба»... А он или не хотел работать, или был просто поэтом. Или музыкантом, как я. И постепенно продал скотину, дом, умерла от голода семья - и он повесился. Или утопился - это не важно. Это очень сложно объяснить, понимаешь, в двух словах не расскажешь.

-Знаешь, к чему я веду? Музкритики окрестили тебя «языческим гуру»...

-Кстати, язычники относились к смерти примерно так же, как я. Спокойно. Они просто понимали: человек умер, но он есть. «Суслика видишь? - Нет. - Но он есть», - помнишь же этот анекдот?..

-Мне кажется, что на самом деле, говорить о твоей поэзии как о «языческой» - это упрощение. Правильнее - как об архетипической, выражающей «коллективное бессознательное» поэзии.

-Я не поэт. Никогда не занимался поэзией и не сочинял стихов. Просто когда начал писать музыку (мелодии всегда появляются в первую очередь), возникла необходимость и в словах. Я пытался сотрудничать с разными поэтами, но это было совсем не то. Пришлось самому писать тексты. Только так получается органично - стопроцентное попадание.

-«Хата скраю села» - не только заглавная песня нового альбома «Вія», но и его название. Твои слушатели знают эту песню еще и под другими, «неофициальными» названиями: «Лайно» и «Україна». Ты действительно так пессимистично оцениваешь перспективы Украины?

-«Лайно» - «рабочее» название, так мы называли песню, пока не придумали окончательного «имени». А в целом альбом - это, так сказать, «доклад за отчетный период», он включает песни за несколько прошедших лет. «Хата» написана пять лет тому, тогда действительно было состояние полного отупения от окружающего, чувство абсолютного кризиса этой нашей «независимости». Она словно уходит - и ты не можешь ее поймать. Сидишь в полном г..., и никому уже ничего не надо. Об этом и написана песня. Сейчас у меня немного другое ощущение. Коротко говоря: оптимизма - больше.

Антон КЛОЦ [03.05.2004]
Источник: www.tribuna.com.ua
Фото: www.viyfrom.kiev.ua





Читать в архиве по теме 58:
 
Новости
Теги
25.12.2016
Новости
Напередодні Різдва Kozak System дали друге дихання треку кінця 1980-х років: «Різдвяна балада» була створена гуртом «Банита Байда», а згодом виконувалася колишнім учасником «Банити», автором музики Дмитром Добрим-Вечором разом з його власною групою «Вій»
17.10.2012
Фото
На Михайлівській площі в Києві відбувся рок-концерт з нагоди 70-річчя створення Української повстанської армії та Покрови Богородиці. Підбірка фото з виступу Вій, Орест Лютий, Павло Нечитайло та Кому Вниз
18.07.2012
Даже по меркам киевской музыкальной сцены двадцатилетней давности, более чем богатой на таланты, «Вій» всегда занимал особенное место. «Kolysanka Dla Lalkowych Niemowlat» - это сборник, составленный из двух последних по времени альбомов группы, «Хата скраю села» и «Йшов я небом», самим Дмитром Добрый-Вечир специально для польского рынка
30.03.2011
Фото
Раптово повалив сніг. На такий зазвичай кажуть «лапатий». Швидше, швидше через темний безлюдний парк на звуки, на світло і в тепло. Так неочікувано зима війнула останніми холодами, так Полтава зустріла гурт «Вій», який нарешті завітав до нашого міста (якраз в розгарідовгого 3-місячного концертного туру) з виступом, що відбувся у рок-кафе «Villa Крокодила»
26.02.2011
Фото
Що спільного у Вія з Doors, що зривають шифер з моєї козацької макітри чи то чуба? А що спільного в танку вогню індіанців і купальському багатті моїх пращурів? Що спільного у ритуалі входження на стезю війни захисників своєї землі, дітей нового континенту й висвяченням ножів гайдамаків Холодного Яру та чорним прапором уже наших дідів із гаслом «Волю Україні або смерть»? Це дух. Його якість. І байдуже, чи то музика, чи скульптура, література чи театр – тільки дух робить ці твори Мистецтвом!
А «Вію» уже 20 років! Вітаємо воїнів і войовниць із ювілеєм!



· · · · ·
· · · · ·

Купил билет - помог сайту:
Электронный билет
вверх
 
подключайтесь: Twitter · Facebook
copyleft 2003-2017 www.rock.kiev.ua