Twitter Facebook RSS
W
W
W
.
R
O
C
K
.
K
I
E
V
.
U
A
АФИША
РОК.энциклопедия
ФОТО.банк
ОБЪЯВЛЕНИЯ
ФОРУМ
КИЕВСКИЙ РОК КЛУБ
Авторская колонка
Привет, Гость!
Статус: н/д
Возможности: 0%

Начать поиск...
Избранное

Мелкосерийные гитары

Речь пойдет о электрогитарах мелкосерийного класса (как обычные гитары, так и басы), о которых нашему покупателю почти ничего не известно. Связано это с тем, что по определенным причинам в нашей стране такие инструменты встречаются редко, а в магазинах их вообще не встретишь. Потому хотелось бы немного рассказать о них и хотя бы познакомить с основными фирмами-производителями этого класса гитар в большом ценовом спектре – $2000-4000.

Так, например, есть три фирмы, которые выпускают продукцию одного направления: "Шектер" (Schecter), "Том Андерсон" (основатель этой фирмы, кстати, является выходцем из компании "Шектер") и "Садовски" (Roger Sadowsky). Бегло осмотрев их гитары, можно назвать их стилем «Фендер», но получше присмотревшись можно увидеть ряд существенных отличий, которыми разнятся они от своего прототипа. Так, для окраски гитар используется только традиционные цвета, но таких моделей мало, ведь большинство имеют прозрачное покрытие.

Это гитары совсем другого стиля. Производитель не ставит перед собой задачу спрятать склейки: корпус их выполнен по принципу «бутерброда», то есть сверху наклеивается дерево, называемое крышкой. Именно такие кленовые крышки с ярко выраженной фактурой используются в отделке гитар. Фирмы этого класса отдают предпочтение выпуску инструментов с «открытым» деревом. Звучание является главным приоритетом, потому если кленовая крышка как-то влияет на него, конструкторы предпочитают оставлять деку в нетронутом виде. Эта продукция рассчитана на серьезных людей, потому пестрая аэрография здесь совершенно не уместна. Данная категория отличается не только качеством звука и удобством в игре, но и приличной долей престижа, который в ней начинает просматриваться. Гитары мелкосерийных фирм имеют свое собственное лицо, ведь такие компании часто возглавляются мастерами, которые сами нередко участвуют в производстве, а в ряде случаев могут и сами изготовить инструмент под заказ. Но при таком богатстве положительных качеств, эти инструменты имеют один ярко выраженный тон и ограниченные возможности его изменения. По сути, эти гитарам не хватает универсальности крупносерийных собратьев.

Для особого звучания нужна особая древесина. Ниже приведены варианты компоновки дерева для изготовления гитар, которые непосредственно будут влиять на звук, извлекаемый из инструмента. Многие ошибочно предполагают, что тон гитары определяется звукоснимателями, но на самом деле именно тип древесины является фактором, который наибольше влияет на формирование звука. Каждая порода дерева, из которого изготавливается корпус и гриф, дает особое, неповторимое звучание, потому выбор древесины непосредственное влияет на то, как будет звучать ваш инструмент. Деревом определяются основные характеристики гитары, но разработка и сборка тоже имеют не последнее значение, ведь именно благодаря электронике можно вытянуть звук с инструмента.

Большинство мелкосерийных фирм не имеют возможности выпускать большое количество принципиально разных по звучанию моделей, потому они ориентированы на выпуск продукции по двум направлениям:
1) инструменты с богатым, насыщенным звуком и
2) инструменты с ярким звонким звучанием.

Тем, кто решил, что ему больше всего подходят модели мелкосерийных фирм, Том Андерсон советует приобрести два, а то и три различных инструмента.
Звуковые качества древесины деки

Ольха (alder) чаще всего используется для изготовления гитар с тремя одиночными звукоснимателями старого образца – vintage single-coil pickup. Эта порода дерева дает богатый звук с подчеркнутой нижней срединой и обладает светло-коричневым цветом с мелкой или средней структурой. Считается довольно легкой древесиной.
Американская липа (basswood) – это порода, обеспечивающая богатый, полный резонансами звук с ярко выраженными средними частотами. Сустейн этого дерева очень ровный по всему звуковому спектру. Цветовая гамма может варьироваться от белого до бледно-желтого. Может быть с зерновидной фактурой или без нее. Это легкая древесина.

Болотный ясень (swamp ash) использовался для изготовления первых гитар с тремя одиночными звукоснимателями. Особенностью ясеня является живое, отзывчивое, яркое, но при этом не резкое звучание. Сама древесина кремового цвета, но она подчеркнута темно-коричневой удлиненной зернистой структурой. Вес колеблется от легкого до среднего.

Красное дерево (mahogany) считается дорогой деревом. Оно глубокое и цельнозвучащее, с плотной срединой и без «стекла» на верхних частотах, обычно ассоциируемого с инструментами фендеровской мензуры (25,5 дюйма = 647,7 мм). Звук немного глуховат. Так как эта древесина имеет, в основном, красно-коричневый цвет и среднюю фактуру, его чаще всего покрывают темными полупрозрачными лаками. Тяжесть средняя.

Laсewood – это дерево, растущее в Австралии. По цвету оно напоминает красное, но отличается наличием характерной зерновидной структуры, размер которой может быть от маленького ромба до сетки змеиной шкуры. Звучание этого дерева имеет плотную средину и некий отголосок на «верхах». Вес его может быть от среднего до тяжелого.

Кленовый верх или крышка (maple top) – благодаря такому топу расширяется частотный диапазон основного массива древесины. Он корректирует звучание, немного сбавляя средние частоты и добавляя нижних и верхних частот. Клен имеет яркую и своеобразную структуру, в связи с чем традиционно окрашивается в светлые тона.

Верхняя крышка из коа (koa top) – эта крышка имеет похожее на кленовое звучание, но с ней оно приобретает легкий шелест, похожий на звук новых струн.

Коа – это гавайское дерево. Его используют за особенную красоту. Цвет коа может быть очень разным: от золотисто-коричневого до красно-коричневого.
Звуковые качества комбинаций разных пород

Американская липа/клен является наиболее популярным сочетанием древесины для гитары. Такой инструмент хорошо имеет хорошо сбалансированное и наиболее богатое звучание по всему спектру.

Ольха/клен - такая комбинация позволяет получить более яркий и искристый тон по сравнению с предыдущим сочетанием. Средины в звучании такой гитары меньше, а низов чуть больше.

Lacewood/клен – это сочетание дает такой же яркий звук, но является чуть более узким спектрально.

Красное дерево/клен в сочетании дает богатую, но немного жестковатую плотную средину и хорошую читаемость нот.

Болотный ясень/болотный ясень обладает богатым, искристым, живым тоном.

Болотный ясень/клен дает немного более яркое звучание, чем ясень/ясень.

Полуакустические гитары с пустотелыми корпусами (hollow bodies) могут быть изготовлены из болотного ясеня или липы с пустотелыми "ушами" и цельной средней частью, размером немного шире, чем звукосниматели, и все это закрывается крышкой из ясеня или клена. Таким образом, получается легкая гитара, обладающая по-настоящему теплым звуком.
Звуковые качества древесины грифа

Клен (solid maple) является твердым стандартным материалом, который широко использовался в изготовлении гитар в 50-х годах. Инструмент с грифом из цельного клена обладает ярким звучанием вверху и немного «прибранным» низом. Он добавляет читаемость в сочное, богатое звучание деки и может усилить перкуссйность у ярко звучащей гитары.

Клен с накладкой из индийского палисандра (maple/rosewood fingerboard) – твердый клен с накладкой из палисандрового, или индийского розового, дерева дает очень теплое, богатое звучание с мягкими верхами. Если корпус имеет яркий звук, гриф добавляет ему теплоты, а если корпус отличается сочным саундом, он смягчает звучание. Цветовая палитра сменяется от красно-пурпурного до темно-коричневого.

Клен с палисандровой накладкой (maple/palisander fingerboard) – сочетание клена с африканским розовым деревом использовалось в производстве лучших традиционных инструментов 60-х годов. Его звук богат обертонами, на ряду с наличием бархатистого шелестящего верха. Цвет этого дерева более светлый, чем цвет индийского палисандра и варьируется от красно- коричневого до оранжевого.

Клен с пао ферро (maple/pao ferro) звучит средне между звучаниями грифа из цельного клена и комбинированного грифа из клена/индийского палисандра. Такой гриф обеспечивает полный тон и яркую атаку, чем-то напоминающую звучанием клен или палисандр. Цвет этой древесины имеет красивый близкий к шоколадному цвет.

Такие сочетания древесины используются «Томом Андерсоном». Фирмой «Садовски» для накладок используются "мягкое" морадо (morado) и "жесткое" черное дерево (ebony), в то время как «Шектер» использует соответственно jacaranda и гондурасский палисандр. Что касается комбинаций дерева, то у других фирм они либо совпадают с представленными, либо очень подобны.
Электроника

Что касается электроники, то перечисленные фирмы предают ей очень большое значение, потому предпочитают ставить свои собственные звукосниматели. Том Андерсон убежден, что никто не сможет передать звук его инструментов, чем его собственная компания. И такая щепетильность оправдана: в связи с узконаправленностью звуковых характеристик гитар, к каждой модели выпускаются соответствующе откорректированныедатчики. Такие шаги являются просто необходимыми, так как резонансы звукоснимателей других фирм не совпадают со звуком инструмента. И дело не в том, что другие датчики плохие, а в том, что они подчеркивают другие частоты.

Фирма Тома Андерсона выпускает 10 моделей "хамбакеров", 14 "синглов" и 20 моделей шумозащищенных "синглов" (humcanceller), покрывая свои собственные потребности.

«Шектер» как и его коллега тоже производит собственную электронику. Фирма «Садовски» тоже пытается не отставать, но так как она имеет меньшие финансовые возможности, некоторые гитары выпускаются с чужими звукоснимателями: на гитарах используется электроника Joe Barden, а на басах - Bartolini и EMG. Кстати, к своим басам «Садовски» выпустили предусилители, которые настоятельно рекомендуют использовать. Но такие заявления несут в себе больше рекламного характера, чем практического.

Но совместимость с гитарами – это только одна из причин производства собственных звукоснимателей. Не менее важным фактором является экономия средств: так как изготовить датчики среднего класса не очень сложно, намного выгоднее самим их производить, чем покупать у другой фирмы. Электроника приведенных фирм стоит около $100, а потому они не имеют никакой экранировкой и защиты от микрофонного эффекта.
Механика

В вопросе механики «Садовски» не особо переборчивы: на свои гитары они ставят Schaller, и Gotoh, и Wilkinson, и дешевые струнодержатели неизвестного происхождения, а также колки фирм Sperzel и Gotoh. И искать какую-то логику в таких решениях бесполезно. Вот пример: на 4-струнные басы ставится Schaller, на 5-струнные – Gotoh, при том что Schaller лучше и дороже, чем Gotoh, а 5-струнный инструмент дороже 4-струнного.

Теперь пару слов о механике «Шектера» и «Тома Андерсона». На продукции «Шектер» все традиционные струнодержатели, колки и пластик собственного изготовления, а на более современных моделях – замковые тремоло Kahler или Schaller. Что касается «Андерсона», то здесь все просто: они ставят американскую фурнитуру фирм Kahler и Grover, так как собственного медеплавильного производства у них нет.

Надеюсь, что прочитав эту статью, вы стали лучше понимать, что собой представляют мелкосерийные инструменты. Напоследок сравним их с гитарами поточного производства и изготовленными в цехах гитарами заказной сборки (custom shop).

Количество работников на мелкосерийных фирмах обычно не превышает 10 человек, а в самом процессе изготовления инструментов принимает участие до 5 человек. Многие фирмы занимаются продажей различных частей инструментов, в особенности древесины, а для этого необходимо, чтобы персонал был достаточно грамотным и универсальным. Руководство таких фирм имеют возможность нанять несколько квалифицированных специалистов и держать под контролем их работу. На предприятиях с поточным производством картина совсем другая. Персонала требуется гораздо больше, а требования к ним, соответственно, гораздо ниже, потому подготовленность работников, в основном, не особо хорошая. На производстве из-за нехватки специалистов и финансов работают чаще всего женщины-латиноамериканки. И какой с них может быть спрос?

Активная продажа древесины позволяет фирмам делать отбор материала, благодаря чему нет потребности использовать весь материал, который поступает.

Итак, наиболее существенными отличиями являются высокая квалификация персонала, не такая большая загруженность, возможность отбора материала и более строгий контроль. Все эти преимущества позволяют добиться более высокого качества при соответственной стоимости.
Что касается брака, то на мелкосерийных моделях его гораздо меньше, да и исправить его проще.
http://hitonline.ua/



«Hitonline - интересно и полезно!»
aвтор: Hit-online aka Григорий Шевченко
датировано: 3.5.2012





Авторская колонка: ответственность за размещенную информацию берет на себя автор


Купил билет - помог сайту:
Электронный билет
вверх
 
подключайтесь: Twitter · Facebook
copyleft 2003-2017 www.rock.kiev.ua