Друзі, ця версія сайту не оновлюється і припинить свою роботу напочатку наступного року. Всі запити будуть перенаправлятись на домен rock.ua.
Як завжди, всі зауваження і пропозиції вітаються, пишіть: info@rock.kiev.ua або в ФБ
Twitter Facebook RSS
W
W
W
.
R
O
C
K
.
K
I
E
V
.
U
A
АФИША
РОК.энциклопедия
ФОТО.банк
ОБЪЯВЛЕНИЯ
ФОРУМ
КИЕВСКИЙ РОК КЛУБ
Авторская колонка
Привет, Гость!
Статус: н/д
Возможности: 0%

Начать поиск...
Избранное
Другие публикации автора:

5 ошибок в занятиях техникой на электрогитаре

5 ошибок в занятиях техникой на электрогитаре

     Проработав преподавателем гитары уже шестой год, могу сказать, что совершенно разных студентов не бывает. Подавляющее большинство ошибок в технике, постановке, звукоизвлечении достаточно типовые и совершаются и будут совершаться десятками других студентов. Совсем уникальных случаев в работе практически не было. Хотя не раз приходиться слышать на  уроках жалобы о том, что пальцы якобы коротковаты, абсолютно не развит слух, мизинец какой-то «не такой» и так далее.  Моя задача как преподавателя систематизировать эти ошибки и дать четкие рекомендации по их устранению, основываясь на опыте других студентов и моем собственном. Я уверен, что самый важный ресурс, который мы обязаны правильно использовать в занятиях музыкой, это потраченное время на самостоятельные занятия дома. Даже, если наш преподаватель сам Стив Вай, ничего не получится без правильных занятия дома. А здесь нас  ждет целый ряд стереотипов и ошибочных суждений о занятиях техникой на гитаре, которые обязательно сыграют не в нашу пользу. Я выделил 5 таких ошибок в занятиях гитарой, которые встречаются чаще всего в преподавательской практике.
 
1. «Главное – музыка, а не техника»
 
Данный посыл часто можно увидеть в комментариях под более-менее техничным  видео на ютубе или в ветке форума по технике игры на электрогитаре. Как правило, распространяют его «поклонники старой школы» или начинающие гитаристы. Что такое «музыка» в их понимании не понятно, чем  «музыкальнее» соло в исполнении Ричи Блекмора запилов Гилберта тоже узнавать не удавалось. Причина такого мнения, как правило, в том, что большая часть гитаристов под техникой подразумевает  лишь определенное количество нот в секунду, сыгранное исключительно ради понтов перед публикой. Но почему-то среди  десятков клонов Петруччи или Мальмстина мало чьи записи производят именно тот эффект, по которому уже с первых нот узнаются мастера. Хотя с количеством нот в секунду у клонов все в порядке и с оборудованием зачастую тоже.
 
Суть данного заблуждения в следующем. Мало кто рассматривает технику игры в широком смысле,  как СПОСОБ достижения нужного эффекта от исполняемого. Сюда же можно отнести и ритмику, и контроль над динамикой, и читаемость сыгранных нот (сразу вспоминаем рекордсменов в «Полете шмеля»), и чистоту нот, в конце концов. Сколько не удавалось слушать в исполнении вышеупомянутых «поклонников старой школы» разные заезженные вещи,  типа “Little Wing”, “Mary Had A Little Lamb” или элементарных на первый взгляд “AC/DC”, разница с оригиналом зачастую просто чудовищна, хотя вроде и все нотки те, та и звук за 40 лет временной разницы с исполнителем оригинала уже можно было получше нарулить.
 
Поэтому, даже если ваша задача играть что-то на подобии Гилмора, то посидеть с  метрономом, позаписывать и поанализировать свои записи во время ежедневных занятий все равно придется. Если, конечно, ваша цель играть похоже на оригинал, а не как Guitar Pro.
 
2. «Напряжение в руках при игре - плохо»
 
Если у вас есть знакомый профессиональный спортсмен, поинтересуйтесь у него, как он себя ощущает после кросса на 10 километров или 10 раундов спарринга. Очевидно, что это не будет тотальная расслабленность, мышцы будут болеть, печь и тд. Мышечные усилия при игре на гитаре хоть и в разы меньше, но они ничем кардинально не отличаются от усилий в спорте.  ПРАВИЛЬНАЯ техника дает только гарантию того, что эти усилия будут таки МИНИМАЛЬНЫМИ, а  вероятность травмироваться будет крайне МАЛА. Но напряжение после хотя бы минуты игры в предельном для себя темпе обязательно будет.
 
Также не будет лишним упомянуть, что когда тот же Гатри Гован на своих мастер-классах говорит о важности играть расслабленно,  в большинстве случаев он говорит это именно той категории гитаристов, которые играть только учатся  (а 90% посетителей любых мастер-классов именно начинающие). Само собой, что никакого напряжения при игре простой гаммы начинающим в медленном темпе быть не должно. Иных же  рекомендаций для гитаристов среднего уровня о том, как преодолевать, например, застои в темпах, услышать удавалось крайне редко.
 
 
Какое-то время назад ученик скинул статью одного преподавателя, в которой говорилось о том, что напряжение в мышцах при игре на гитаре в быстрых темпах это прямой путь к врачу, а играть нужно легко и расслабленно 100% времени. В конце статьи, правда, преподаватель делает оговорочку, что сам он хоть и занимается долго, но сыграть в оригинале большинство известных быстрых downstroke вещей ему не удается. Почему тогда он преподает, если играть не научился, не уточнил. Очень часто такие преподаватели, кстати, и распространяют миф «техника – фигня, главное – музыка». Но не суть. Известные фирмачи в своих интервью упоминали ни один раз об ощущениях сжения  и забитости в мышцах при продолжительной игре в своих предельных темпах. Понятно, что напряжения в начале движения вообще НЕ ДОЛЖНО быть, а если оно есть, то это первый признак неправильной техники или постановки. Понятно, что с каждым разом нужно стремиться прилагать МЕНЬШЕ  усилий, делая движение более ЭКОНОМНЕЕ. Но в серьезных занятиях при повышении скоростной  планки без ощущений сжения, забитости никуда, “no pain – no gain”, как говорится.
 
 
3.  «Играю по 6 часов в сутки, прогресса нет»
 
Часто приходится слышать на первом уроке подобную фразу. Сразу начинаю расспрашивать, мол, как занимаешься, что играешь. И тут же оказывается, что из 6 часов, 2  часа ученик просто бренчит под телевизор какую-то хроматику, 2 часа ковыряет по табам ентерсендмен, остальные 2 часа в лучшем случае смотрит различные уроки на youtube. О персональном плане занятий (об этом ниже) или о записи и отслеживании своих результатов речи не идет, само собой.
 
Крайне важно разделить время на ТЕХНИКУ и МУЗЫКУ.  В занятиях музыкой мы применяем уже полученную технику, сюда можно отнести съем на слух, написание композиций, импровизацию под минус и тд. и тп. Занятия техникой же требуют большей концентрации, они более занудные и обычно похожи на настоящую тренировку – постоянная запись сыгранного материала, отслеживания ошибок и тд. Без этого рассчитывать на высокий уровень будет крайне сложно. Да, технический уровень электрогитары на первый взгляд значительно подскочил за последние лет 30, это не удивительно, ведь инструмент довольно молодой. Хотя, если сравнить его с академическим уровнем игры на скрипке или фортепиано, к примеру, то все не так уж и сложно.
 
4. Отсутствие объективной оценки технического уровня
 
Если человек занимается сам без преподавателя или у него нету знакомых профессиональных гитаристов, то определить правильность сыгранного ему будет сложно. Как правило, гитаристы  в таком случае руководствуются чисто субъективной оценкой, например, в этом темпе пассаж звучит плохо, в этом хорошо. Почему плохо, в чем причина, конкретно в какой ноте или нотах происходит ошибка не понятно. В большинстве случаев человек либо просто забьет на ошибку и будет играть другое упражнение, либо попробует высидеть количеством времени упражнение в надежде, что после энного повторения все магическим образом зазвучит, но происходит это далеко не всегда. А  вот если записать себя,  внимательно послушать, найти причину плохого звука, локализировать ее, понять почему так происходит – неправильный штрих, медиатор задевает струну или может левая рука играет раньше правой,  гляди и зазвучит все как надо. Тем более мы не  в 80-х годах, записать гитару качественно дома в компьютер очень просто. Как правило, чем раньше студент начинает ежедневно ЗАПИСЫВАТЬ  себя, тем гораздо быстрее у него развивается слух к техническим нюансам, а как следствие и прогресс в темпах и качестве игры.
 
5. Отсутствие плана занятий
 
Если проводить параллели со спортом, то не будет лишним упомянуть о важности плана занятий. Сложно представить себе атлета, который, приходя в спортивный зал, выполняет хаотичный комплекс упражнений под настроение, не считая подходы и повторения. Все согласятся, что вряд ли в таком случае можно рассчитывать на какой-то значимый прогресс. Но почему-то в занятиях на инструменте среди начинающих или уже играющих гитаристов в подавляющем большинстве случаев наблюдается такая картина. Я здесь не буду описывать все принципы работы дома, которые даются на уроках и которых я придерживаюсь в занятиях техникой сам, а это и построение своего плана занятий, и количество затрачиваемого времени на каждую технику, и преодоление  застоев в темпах, так как выйдет очень много текста. Постарайтесь хотя бы выписать ВСЕ  играемые вами упражнения ( сюда же можно отнести и куски риффов или соло) и еженедельно записывайте прогресс в темпах по этим упражнениях, добавляя темп очень постепенно лишь в случае хорошего качества вашей игры. Результат будет заметен уже через пару недель.
 
Да, это уже не просто сесть и побренчать на гитаре под телевизор. Тут и начинается настоящая работа. Никто не говорил, что обучение на электрогитаре должно быть захватывающим и приятным, это не компьютерная игра. Приятное будет хотя бы после первого месяца такой практики. А пока, набирайтесь терпения и удачи в освоении инструмента!

Кузьменко Александр
преподаватель электрогитары

purplejam.com.ua



«Guitar Studio Purple Jam»
aвтор: Petruccifan aka Кузьменко Саша
датировано: 31.8.2015





Авторская колонка: ответственность за размещенную информацию берет на себя автор


Купил билет - помог сайту:
Электронный билет
вверх
подключайтесь: Twitter · Facebook
copyleft 2003-2017 www.rock.kiev.ua