Twitter Facebook RSS
W
W
W
.
R
O
C
K
.
K
I
E
V
.
U
A
АФИША
РОК.энциклопедия
ФОТО.банк
ОБЪЯВЛЕНИЯ
ФОРУМ
КИЕВСКИЙ РОК КЛУБ
Авторская колонка
Привет, Гость!
Статус: н/д
Возможности: 0%

Начать поиск...
Избранное

Гитарные эффекты: дилэй, ревер

В данной статье мы рассматриваем гитарные эффекты, которые эмулируют звучание гитары в определенной акустической среде. К эмулирующим эффектам относятся ревербератор (reverb) и эхо (echo), которое часто еще называют задержкой (delay).

Этот класс эффектов, называемый эмулирующими (ambient effects), дает возможность получить звучание, которое является характерным для определенной акустической среды. Практически во всех случаях мы все слушаем музыку в каком-либо помещении или в концертном зале, а не в чистом поле. Иногда случается записывать музыку в среде с очень плохой акустикой, потому музыкантам и инженерам приходится возвращать ей «живое» звучание, прибегая к помощи Электронных устройств, эмулирующих ту или иную акустическую среду. Использование этого устройства можно встретить в подавляющем большинстве записанных композиций: и в музыкальных компакт-дисках, и на живых концертах, и даже в устной рекламе на радио. Иногда это делается с целью намекнуть на то, в каком помещении находится исполнитель или диктор. В любом случае, найти реальное, неискаженное натуральное (через микрофон, улавливающий все отражения волн в помещении) или искусственное (созданное с помощью специальных электронных эффектов) звучание сигнала без таких эффектов можно крайне редко.

Ревербератор и задержка (эхо) являются двумя наиболее часто используемыми эффектами. В чем-то они являются подобными, так как они эмулируют отраженные и повторенные звуковые волны, но музыканты разделяют эти два эффекта.



Эффект дилэй (эхо)

Эффекты задержки (delay) увидели мир вначале формирования рок-н-ролла. Первые из них были сконструированы инженерами на основе лентопротяжных механизмов. Но благодаря заинтересованности музыкантов в этом эффекте, он скоро стал портативным, перейдя из класса студийного оборудования в рабочие инструменты гитаристов. В наше время в подавляющем большинстве эффектов задержки используются цифровые технологии, хотя многие способны эмулировать звучание устройств ленточных задержек, в которых использовалась закольцованная магнитная лента с одной пишущей головкой и множеством считывающих.
Есть модели эффектов цифровой задержки, которые имеют три параметра, а есть модели, имеющие четыре. Вот все возможные четыре параметра: время задержки, количество повторов, баланс и темп. Теперь более подробно о каждом их них.

Время задержки (delay time) – это параметр, который определяет время, которое проходит между началом звучания исходного и задержанного сигналов. Обычно оно выражается в миллисекундах или в музыкальных длительностях (восьмые, четвертные…) в тех случаях, когда устройство может синхронизироваться с внешними, устройствами, задающими темп.

Количество повторов (feedback). Определяет количество повторений задержанного сигнала. Когда установлено минимальное значение этого параметра, выполняется один повтор, что касается максимального значения, то на некоторых устройствах оно соответствует бесконечным повторам.

Баланс (mix). Этим параметром определяется степень наложения исходного и задержанного сигнала.

Темп (tempo) – это параметр, который присутствует только у устройств, которые поддерживают синхронизацию с внешними устройствами. Он устанавливает базовый темп звучания. Существует много устройств задержки, которые задержки позволяют "отбивать" темп, постукивая ногой по напольному переключателю во время исполнения. Эффекты цифровой задержки являются универсальными, так как они могут создавать множество различных типов эхо и подходят практически ко всем музыкальным стилям.

Одной из классических разновидностей эффектов задержки периода раннего рок-н-ролла и рокабилли является Слепбек (slapback). Название эффекта вполне себя оправдывает, поскольку создается впечатление, что звук отражается от расположенной поблизости поверхности. Этот эффект был использован гитаристом Элвиса Скотти Муром в записях таких композиций, как My Baby Left Me и Hound Dog. Принцип работы первых эффектов слэпбэк был основан на использовании лентопротяжного механизма. Современные эффекты цифровой задержки позволяют получить практически такое же звучание, установив время задержки на 100-132 мс и низкое значение количества повторов.

В эффектах эхо (echo) используется большое время задержки, которое может колебаться в диапазоне от 150 мс до 1 с или больше, но чаще используются значения из диапазона 300-600 мс. Также часто использую достаточно большое количество повторов. Из приверженцев эхо эффектов самым известным является гитарист группы U2 Эдж. Эффекты эха могут быть и монофоническими, и стереофоническими (это значит, что на каждом канале нужно устанавливать собственное значение времени задержки; это создает еще один способ получения интересных ритмических эффектов).



Ревербератор

Ревербератор (reverberator) можно назвать королем не только гитарных, но вокальных и прочих эффектов. Тремоло и ревербератор были самыми первыми эффектами, которые были реализованы в усилителях. Но что более важно, ревербератор является ключем к получению классического гитарного звучания практически любого стиля рок-музыки.

Многие путают ревербератор с эффектом эха, но это абсолютно разные эффекты. Ревербератор способен эмулировать гораздо более сложную акустическую картину, близкую по своим параметрам к естественной акустической среде. Основными параметрами ревербератора являются время реверберации и баланс.

Время реверберации (reverb time) – это время угасания реверберации, и чем больше время реверберации, тем больше будет звучать сигнал.

Баланс (mix). Этот параметр определяет степень наложения исходного сигнала и сигнала, прошедшего через эффект реверберации.
Эффект реверберации лучше всего использовать для двух целей: либо чтобы придать гитаре неземного звучания, для чего используется пружинный ревербератор, либо чтобы создать эффект звучания гитары в естественной звуковой среде (в том случае нужно использовать цифровой ревербератор). Стоит учесть, что для каждого вида исполнения эффект нужно применять с определенной интенсивностью: так при живом" исполнении эффект реверберации следует использовать не столь интенсивно, как при записи в студии.

Пружинный ревербератор

Первые ревербераторы состояли из небольшого металлического корпуса, внутри которого находились пружины. Примером таких устройств могут быть те, которые использовались в усилителях Fender. Принцип их работы заключался в том, что звуковой сигнал, проходя через корпус ревербератора, заставлял пружины колебаться. Какой бы устарелой для современного электронного века не выглядела такая конструкция, пружинные ревербераторы до сих пор используются в гитарных усилителях. Звучание гитары в стиле «рэтро» будет прекрасно дополнено их теплым и полным звучанием. Практически ни одна запись композиций не обходится без ревербератора. Стиль серф, а также ряд других стилей, которые были сформированы под влиянием "Британского нашествия" нельзя себе представить без классического пружинного ревербератора. В формировании гитарного тона встроенный ревербератор занимает чуть ли не самое главное место, по этой причине многие продюсеры при записи накладывают этот эффект на обычные звуки, получаемые в помещении или зале.

Цифровые ревербераторы

Создание цифровых ревербераторов происходит таким образом, чтобы как можно более естественно эмулировать звучание в различных звуковых средах. Основное место в процессе обработки звука в цифровых ревербераторах занимает не пружины, а алгоритмы, благодаря которым процессор может эмулировать звучание гитары в помещении, зале, на сцене и даже под сводами собора. Кроме того существуют алгоритмы, эмулирующие звучание, полученное при помощи предшественников цифровой реверберации, таких как стальные пластины, камеры и, конечно же, пружинных ревербераторов. Чтобы добиться наиболее естественного звучания, нужно использовать малые или средние значения времени реверберации. Кроме того стоит установить предзадержку, которая проконтролирует, чтобы реверберация не начиналась немедленно после начала звучания гитары. Этот эффект позволит аудитории сначала услышать исполняемые ноты, и только затем окунуться в волны реверберации.
http://hitonline.ua/



«Hitonline - интересно и полезно!»
aвтор: Hit-online aka Григорий Шевченко
датировано: 7.6.2012





Авторская колонка: ответственность за размещенную информацию берет на себя автор


Купил билет - помог сайту:
Электронный билет
вверх
 
подключайтесь: Twitter · Facebook
copyleft 2003-2017 www.rock.kiev.ua