Twitter Facebook RSS
W
W
W
.
R
O
C
K
.
K
I
E
V
.
U
A
АФИША
РОК.энциклопедия
ФОТО.банк
ОБЪЯВЛЕНИЯ
ФОРУМ
КИЕВСКИЙ РОК КЛУБ
Авторская колонка
Привет, Гость!
Статус: н/д
Возможности: 0%

Начать поиск...
Избранное

Гитарные эффекты: хорус, фленджер, фазер, лесли, тремоло

Модулирующие эффекты можно назвать самыми «эффектными», так как именно их использование преобразует звучание гитары в совершенно иной, булькающий, колеблющийся или мяукающий звук. Эффектами этого типа являются хорус (chorus), фленджер (flanger), сдвиг фазы (phase shifter), вращающийся динамик (rotating speaker), тремоло (tremolo) и вибрато (vibrato).



Тремоло

Этот эффект знаком нам еще с просмотра сериала о Джеймсе Бонде, где он использовался в основной музыкальной теме. Тремоло (tremolo), или трель, - это периодическое изменение амплитуды сигнала. Другими словами, быстрое и равномерное изменение громкости. Звучание этого эффекта напоминает звучание голоса, если попеть перед работающим вентилятором. Некоторые музыканты, но что еще более грустно, и некоторые именитые разработчики усилителей путают понятие «тремоло» с «вибрато (vibrato)», принцип работы которого заключается в равномерном изменении высоты ноты, а не ее громкости. Впервые эффект тремоло был реализован в первых ламповых усилителях, но в наше время он представлен широким диапазоном гитарных эффектов как в индивидуальном исполнении, так и в рэковом.
На звучание эффекта тремоло оказывают влияние два основных параметра: глубина и частота.

Глубина (depth). Этот параметр определяет интенсивность изменения громкости.

Частота (rate) определяет скорость колебаний громкости.

Такие модулирующие эффекты как хорус (chorus), фленджер (flanger), вращающийся динамик (rotating speaker), сдвиг высоты (pitch shifter), делитель октавы (octave divider) и сдвиг фазы (phase shifter) играют главные роли в формировании звучания современной гитары. И хотя каждый их них обладает уникальным, свойственным только ему тембром и характеристиками, все они построены на одном принципе работы – модуляции (т.е. изменении) тона гитары во время игры. Управление большинством из них проводится посредством трех основных параметров.

Глубина (depth). Управляет интенсивностью эффекта: чем выше глубина, тем более заметным становится использование эффекта.

Частота (rate) или время (time) отвечает за скорость изменения звучания. Имея низкое значение частоты, эффект может звучать статически, а при высоких значениях звучание эффекта становится более драматичным, приближается к вибрато.

Форма (shape). Этот параметр управляет формой волны, которую производит эффект для изменения сигнала во времени. Синусоидальные волны генерируют сглаженное звучание, а треугольные – более резкое, "скачущее".

На приборном щите можно разместить несколько модуляционных эффектов, но чтобы получить хорошее звучание, лучше использовать их по отдельности.



Хорус

Эффект хоруса (chorus) позволяет из звучания одного инструмента получить сразу звучание нескольких. Принципом работы этого эффекта является небольшая задержка сигнала (обычно на 10-30 миллисекунд (мс)). При смешении основного канала с задержанным получается эффект, схожий с одновременным звучанием двух инструментов. Существуют устройства, которые слегка сдвигают высоту звучания, тем самым позволяя эффекту хоруса проявиться еще более ярко. Используя устройства типа Boss CH-1, можно преобразовать гитарный моносигнал в стерео путем соединения каждого из выходов девайса с входами разных усилителей.
Этот эффект является часто применяемым, потому его можно услышать в огромном количестве произведений. Много музыкантов добивается отличного звучания благодаря использованию педали хоруса.



Фленджер

Впервые эффект фленджер (flanger) появился в конце 60-х годов в результате экспериментов инженеров звукозаписи с двумя лентами, на которых был один и тот же музыкальный материал и которые воспроизводились синхронно. В одном из таких экспериментов инженер нажимал на диск бобины (по-английски - flange) одного из двух бобинных магнитофонов, на которых воспроизводилась запись, то приводило к замедлению вращения бобины. В результате нарушалась синхронизация воспроизведения. Когда инженер отпускал бобину, запись, которую притормозили, начинала «догонять» вторую запись. Небольшое задержание в звучании первой записи по отношению ко второй привело к возникновению явления, которое получило название гребенчатой фильтрации (comb filtering). По мере перемещения гребенчатого фильтра по спектру частот звучание приобретало «охающее» и «вздыхающее» звучание, что очень пришлось по вкусу психоделическому року.
Так как любой приборный щит, прикрепи к нему пару бобинных магнитофонов, станет неподъемным, разработчики эффектов создали электронные устройства, которые стали называться фленджерами. Работа этих эффектов основана на задержке и осцилляторе, а чтобы усилить эффект, часть задержанного сигнала смешивается с исходным сигналом. Помимо основных параметров, таких как глубина и частота, большинство фленджеров позволяют производить контроль фидбэка (feedback)- части сигнала, которая "возвращается" на вход. Кроме этого, многие фленджеры позволяют управлять резонансом (resonance), который используется для усиления эффекта фильтрации.

Фленджеры могут создавать звучание, похожее на то, которое получается при использовании эффектов хоруса. Чтобы добиться такого звучания, нужно установить низкие значения частоты и глубины, значение задержки – среднее. Но это далеко не все, на что способен фленджер: при желании он может продуцировать "металлический" эффект с короткой задержкой или даже шумы, похожие на рев взлетающего реактивного самолета.

Сдвиг фазы (фейзер)

В основе работы эффекта сдвига фазы (phase shifter), или просто фейзера (phaser), к примеру, такого как устройство Boss PH-3 лежит применение осциллятора к эквалайзеру с последующим смешением отфильтрованного сигнала с исходным. При перемещении фильтра вверх и вниз по тональному спектру некоторые частоты начинают по фазе подавлять одна другую.
Этот эффект имеет сходство с фленджером, а при определенных настройках звучание может получиться практически одинаковым, но все же обычно созданное фейзерами звучание является более ярким и приятным. Наилучшим образом этот эффект подходит для фанка и ритм-энд-блюза, а так же их можно смело использовать в рок-композициях в качестве альтернативы эффектам хоруса и фленджера.



Вращающиеся динамики (Лесли)

Вращающийся динамик (rotating speaker), или Лесли (Leslie),названный так от имени компании, создавшей модели, ставшие классическими, на заре своего появления использовались только для электрооргана, но вскоре начал широко использоваться и среди гитаристов. Из-за вращения динамика звук волнами расходится по всему помещению, что весьма усложняет общую картину многократным отражением волн, задержками и наложением фаз.

Эффект имеет отличное звучание, но оно слишком гулко и деликатно. Потому одной из причин создания первых эффектов хоруса и педалей свинга фазы была эмуляция тона Лесли. И хотя эти попытки не имели успеха, они не остались без плода, так как был открыт путь к совершенствованию новых эффектов.
Лишь только современные цифровые процессоры смогли создать что-то подобное к эмуляции неуловимого звучания Лесли. Выбирая такое устройство, убедитесь в том, что эта модель эмулирует вращение звука и на низкой, и на высокой скорости, как это могли делать оригинальные Лесли. Помимо этого нормальная эмуляция требует наличия в устройстве кроссовера (crossover), который делит гитарный сигнал на каналы высоких и низких частот с раздельной обработкой каждого канала. Звучание оригинальных Лесли как раз таки и отличалось комбинацией мощных ударов "низов" с дрожащими высокими частотами.

Соло Эрика Клэптона в композиции Beatles While My Guitar Gently Weeps можно назвать классическим примером звучания гитары с использованием эффекта Лесли.



Сдвиг высоты и делитель октавы

Название эффекта сдвига высоты (pitch shifter) говорит само за себя: это устройство изменяет высоту входящего сигнала. После этого происходит смешение измененного сигнала с исходным, которое дает возможность получить новое, гармоничное звучание, насыщенность которого определяется количеством голосов (voice), реализованных в эффекте. Одноголосые эффекты сдвига высоты добавляют к исходному сигналу только один дополнительный сигнал, двухголосые - два сигнала и т.д.

Эффект сдвига высоты характеризуется двумя основными параметрами: высотой и балансом.

Высота (pitch) определяет то, на какую высоту будет смещен исходный сигнал. Некоторые устройства имеют два регулятора высоты. Один из них используется для задания больших интервалов, которые обычно измеряются полутонами, в то время как другой используется для тонкой настройки малых интервалов, измеряемых в сотых долях полутона. Используя малые значения высоты сдвига, можно получить звучание, схожее со звучанием хоруса, в то время как большие значения позволяют получить эффект многоголосой гармонии и звучания в октаву.

Баланс (mix). Этим параметром определяется степень наложения исходного и смещенного сигнала.

В эффектах сдвига высоты используется весьма большой диапазон разнообразных схемотехнических решений. В простейших устройствах высота изменяется на заранее заданный статический интервал. Действует это приблизительно так: предположим, что сдвиг высоты установлен на четыре полутона, или большую терцию в музыкальной терминологии, это значит, что каждая извлекаемая нота будет сопровождаться звучанием ноты, находящейся на четыре полутона выше. Эффект является довольно интересным, но имеет свои ограничения, ведь если исполнитель будет играть мажорную гамму, некоторые дополнительные ноты своим звучанием будут создавать дисгармонию со звучанием гаммы.

Интеллектуальные эффекты сдвига высоты иногда называют гармонизаторами, хотя такое название является не совсем правильным – это название является зарегистрированной торговой маркой компании Eventide. Они дают возможность задавать тональность и лад, а в то время как процессор автоматически выполняет подстройку интервала.

Делители октавы (octave divider) производят ноты, звучащие на одну или две октавы выше или ниже исходного сигнала. Возможно кто-то скажет, что этого же эффекта можно добиться, используя любой эффект сдвига высоты, и в этом есть доля истины, но в некоторых случаях более удобно применять специализированное устройство, которое предназначено исключительно для обеспечения звучания в октаву. Иногда разработчики комбинируют делители октавы вместе с фузом. Делитель октавы отлично подходит для эмуляции 12-струнной гитары, кроме того очень удобен для совместного использования с дисторшн, добавляя дополнительные низкие частоты в сольной партии.
http://hitonline.ua/



«Hitonline - интересно и полезно!»
aвтор: Hit-online aka Григорий Шевченко
датировано: 12.6.2012





Авторская колонка: ответственность за размещенную информацию берет на себя автор


Купил билет - помог сайту:
Электронный билет
вверх
 
подключайтесь: Twitter · Facebook
copyleft 2003-2017 www.rock.kiev.ua