Twitter Facebook RSS
W
W
W
.
R
O
C
K
.
K
I
E
V
.
U
A
АФИША
РОК.энциклопедия
ФОТО.банк
ОБЪЯВЛЕНИЯ
ФОРУМ
КИЕВСКИЙ РОК КЛУБ
Авторская колонка
Привет, Гость!
Статус: н/д
Возможности: 0%

Начать поиск...
Избранное

Типы эквалайзеров

Одним из основных инструментов обработки звука является эквалайзер. Это утверждение верно для записи, так и для живой работы. Так как частотная обработка проводится практически на каждом инструменте, достаточно редко получается получить сразу нужный звук или его оттенок, не используя при этом эквалайзер. Появление этого прибора напрямую связано с появлением звукозаписи как таковой, и уже на протяжении многих лет он является ее неотъемлемой частью. В самом начале эквалайзер выглядел несколько по-другому: это были простые регуляторы тембра на краях частотного диапазона, которые могли только ослаблять сигнал в своей полосе. Сейчас же после долгих лет эволюции они трансформировались в сложнейшие многополосные параметрические эквалайзеры. В этой статье мы рассмотрим два основных вида этих приборов: графический и параметрический эквалайзеры.

Графический эквалайзер

Название этого прибора отображает принцип его исполнения, при котором положение ползунков отображает вид получаемой частотной характеристики. В своей сущности этот прибор являет собой набор фильтров различных частот, способных их пропускать узкими частотными диапазонами. Графический эквалайзер дает возможность проводить усиление (подъем) или ослабление (завал) этих сигналов. Эти частоты (полосы) отстоят друг от друга на одинаковый интервал. Он имеет три значения: 1, 1/2 и 1/3 октавы. Самыми удобными и функциональными являются 1/3–октавные эквалайзеры.

[color=#ff0000] 

Графический эквалайзер[/color]

Дешевые эквалайзеры отличаются тем, что их усиление не является симметричным относительно центральной частоты, по которой осуществляется регулирование. Это значит, что у такого эквалайзера усиление уменьшается в сторону понижения частоты гораздо медленнее, чем в сторону ее повышения, в то время, как нормальная АЧХ эквалайзера при подъеме на какой либо частоте представляет собой что-то вроде колокола. Это усиление не так заметно на низких частотах, но с повышением регулируемой частоты эффект многократно усиливается. Именно по этой причине при покупке эквалайзера стоит проверить его АЧХ на спектроанализаторе (если раньше найти подобный прибор было проблемой, то в наше время можно воспользоваться даже простым ноутбуком с необходимым программным обеспечением). Графические эквалайзеры редко применяются для обработки отдельных инструментов. Это связано с относительной дороговизной этих приборов и малой гибкостью. Но они активно используются для корректировки АЧХ акустических систем концертных залов и клубов.

Параметрический эквалайзер

Чаще всего этот эквалайзер устанавливается в линейках дорогих микшерных пультов. Параметрический эквалайзер отличается от графического тем, что у него частота регулирования может плавно перемещаться по всему частотному диапазону. Еще одной его особенностью является наличие таких параметров, как ширина полосы (width) или ее обратная величина – добротность (Q). Это значит, что в параметрическом эквалайзере можно изменять ширину полосы в достаточно больших пределах, в отличии от графического эквалайзера, где ширина полосы является фиксированной. В некоторых параметрических эквалайзерах реализован принцип «пропорционального Q». Он заключается в том, что при увеличении ширины полосы, эквалайзер автоматически уменьшает уровень сигнала. Связано это с тем, что увеличивая ширину полосы, мы увеличиваем и площадь колокола, то есть его мощность. И чтобы избежать этого и повысить точность регулирования, применяется этот принцип. Многие считают эту функцию полезной. Чтобы снизить стоимость, некоторые производители в простых микшерных пультах устанавливаются так называемые полупараметрические эквалайзеры. От полностью параметрических они отличаются тем, что не имеют возможности регулировать ширину полосы.

 

Параметрический эквалайзер

Кроме этих двух основных разновидностей эквалайзеров существуют еще шельфовые эквалайзеры. Они используются для того, чтобы производить регулировку на краях частотного диапазона. По принципам работы этот эквалайзер более близок к параметрическим, чем к графическим. Он имеет только два параметра регулирования: частоту и величину усиления или ослабления. Это говорит о том, что шельфовый эквалайзер регулирует уровень звучания ниже какой-нибудь частоты на низких частотах и выше выбранной частоты на высоких.Напоследок хотелось бы еще сказать несколько слов об обрезных фильтрах. Они обрезают все частоты ниже или выше какой-нибудь выбранной частоты. Использоваться такие фильтры могут, например, для удаления низкочастотного гула сети или сигналов, лежащих выше человеческого порога слышимости.



«Hitonline - интересно и полезно!»
aвтор: Hit-online aka Григорий Шевченко
датировано: 9.1.2013





Авторская колонка: ответственность за размещенную информацию берет на себя автор


Купил билет - помог сайту:
Электронный билет
вверх
 
подключайтесь: Twitter · Facebook
copyleft 2003-2017 www.rock.kiev.ua