Twitter Facebook RSS
W
W
W
.
R
O
C
K
.
K
I
E
V
.
U
A
АФИША
РОК.энциклопедия
ФОТО.банк
ОБЪЯВЛЕНИЯ
ФОРУМ
КИЕВСКИЙ РОК КЛУБ
Авторская колонка
Привет, Гость!
Статус: н/д
Возможности: 0%

Начать поиск...
Избранное
Другие публикации автора:

Развитие ритма у гитаристов

Развитие ритма у гитаристов

    Приветствую всех любителей гитары! Сегодня я бы хотел обсудить один фундаментальный аспект развития любого гитариста – ритм. Исходя из своего опыта преподавания и общения с различными гитаристами, могу сказать, что ритму уделяется значительно меньше внимания, чем другим аспектам – технике или даже теоретической подготовке. Даже больше, не так много преподавателей гитары, при чем достаточно опытных, уделяют этому должное внимание. А ведь, если задуматься, то вся западная музыка, а это и рок, фанк, и все нынче модные ответвления метала, уходят корнями в американскую музыку начала 20 века, которая была не мыслима без особой подачи ритма. Если мы возьмем блюз, то гармония в нем достаточно простая,  а в импровизации многие успешно обходятся одной гаммой и 1-2 формами  арпеджио, играя при этом очень здорово. Я думаю, вы даже слышали о некоторых известных гитаристах, которые честно признаются, что практически ничего не слышали о теории музыки. Весь секрет частично в очень развитом чувстве ритма, который  с первых нот  уже «качает» слушателя. Именно то, как развить хорошее чувство ритма или хотя бы приблизиться к нему, я хочу обсудить с вами в этой статье.

    Ниже  я приведу несколько упражнений, которые советую своим студентам, а также регулярно отрабатываю в своих занятиях. Практически все упражнения будут под метроном, поэтому, если вы еще слабо знакомы с этим приспособлением, настоятельно советую начинать заниматься в его сопровождении.

    1. Для начала давайте возьмем какой-то простой риф, который у вас получается под метроном довольно хорошо без усилий. Пусть это будет какой-то роковый риф восьмыми нотами в стиле AC/DC или что-то прифанкованое в духе Джимми Нолена. Задача свободно играть риф в сопровождении метронома или ударных сэмплов. После чего начинаем постепенно понижать темп. Цель  при этом не сбиваться с ритма, а четко чувствовать каждую долю и играть ноты в нужном месте. Темп понижать нужно постепенно до самого низкого возможного темпа, обычно это 20 или 40 ударов в минуту. С каждым разом играть будет сложнее и сложнее, старайтесь максимально прочувствовать ритм и каждую долю в такте.
Ваша задача не просто научиться играть под метроном, а научиться обходиться без него максимально, насколько это возможно, играя при этом ритмично. Именно в этом заключается суть следующих упражнений.

    2. Допустим, вы играете тот же риф с предыдущего упражнения в темпе 120 ударов в минуту. Давайте сделаем следующее: поставьте темп метронома в два раза меньше, то есть в  60 ударов, и представьте, что это все тот же темп, но метроном при этом считает только 1 и 3 доли. Скорость не изменилась, вы играете все тот же риф, но опорных точек метронома теперь в два раза меньше. Сложность тут в том, чтоб самому считать остальные доли и попадать четко в ритм на 2 удара метронома, так же, как и на 4. Если у вас метроном в звуковом редакторе или в Guitar Pro, то можете не уменьшать темп, а просто оставить темп 120 и изменить размер на 2/2. Сначала будет сложно, но старайтесь, как можно точнее попадать в долю. С каждым разом вы будете замечать, как развивается ваш собственный ритм все лучше и лучше.
Если вы играете свинг, то это упражнение вам очень поможет ощутить свинговую пульсацию, но метроном при этом нужно ставить не на 1 и 3 долю, а на 2 и 4.

    3. Идем дальше. Давайте теперь отдохнем и вернемся в исходный темп, метроном при этом играет каждую долю. Как только вы снова освоитесь, сделаем следующее: на 3 и 4 долю метронома поставим паузу, 1 и 2 он все так же играет. Снова стараемся держать ритм на пропущенные доли. Как только стало получаться сделаем следующее: поставим паузу на 2, 3 и 4 доли, а метроном при этом играет только лишь первую! Это будет очень удобно сделать, если вы занимаетесь со звуковым редактором. Но, вы, опять же, можете понизить темп, на этот раз в целых четыре раза, до 30 ударов в минуту. Представляя при этом, что метроном считает только одну целую ноту в такте.
Ваша задача при этом максимально ощутить пульсацию метронома, помните, у вас есть только один клик за такт, чтобы попасть в ритм. С каждым тактом вы будете видеть насколько вы спешите или отстаете и обязательно поправляйте себя, играя медленнее или быстрее.

    4. Следующее упражнение достаточно сложное и нужно немного поработать с предыдущими, чтоб его освоить. Выставляем темп на привычные 120, 4 удара в такт, НО давайте представим, что метроном играет не на сильную долю а на «и». Будет проще, если вы будете проговаривать между кликами «1, 2, 3, 4». Можно пойти дальше, представив, что метроном играет на 2 или 4 шестнадцатую! Для отработки свинга, попробуйте поставить метроном на 3 триоль в доле. Если игра между кликами не составит для вас никаких  трудностей, то можете считать, что с ритмичностью вашей игры проблем нету, и можете смело идти на прослушивание к какой-то местной звезде :)

    5. Побольше играйте с живой ритм секцией. Только в живой игре можно по-настоящему почувствовать «кач» от музыки, при этом не важно в каком стиле вы играете. Ваша задача почувствовать пульсацию музыки, а для каждого стиля она будет иногда существенно отличаться от того, что предлагает вам метроном. Слушая записи Майлза Дэвиса, Металлики или Джеймса Брауна, вы увидите насколько пульсация в ритме разная, все они играют ритмично, но по-разному. Где-то ритм уверенно скачет вперед, а где-то идет очень расслаблено, намеренно оттягивая доли.

    В конце статьи предлагаю вашему вниманию несколько источников, в которых раскрывается эта тема подробнее:
    1. Книга Гатри Гована Creative Guitar, раздел по «таймингу»
http://guitar-battle.ru/forum/school/creative-guitar-1-cutting-edge-tech-by-guthrie-govan/
    2. Школа Виктора Вутена для басистов, вообще любая школа Виктора Вутена. Подходит также любым музыкантам:
http://www.youtube.com/watch?v=FYUK_8cjN50 продолжение школы на ютубе. Еще  вот это видео:
http://www.youtube.com/watch?v=9X1fhVLVF_4
    3. Школа Скотта Хендерсона «Melodic Phrasing»
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=338005
Школа больше для соло игры, но больше с аспекта ритмичности, нежели выбора нот.
 
 
     Настоятельно рекомендую уделять ритмичности вашей игры столько же времени, как и технике, изучению песен и теории. Не забывайте о том, как много известных гитаристов, которые не запиливают 32е ноты свипом или не импровизируют на Giant Steps, а играют достаточно просто, оставаясь при этом популярными или даже культовыми.
    Пожалуй, на сегодня все. Буду рад пожеланиям по поводу будущих тем для разбора. Успехов!
 
 
Кузьменко Александр
Purple Jam Guitar Lessons

http://purplejam.com.ua/
Специально для сайта rock.kiev.ua



«Guitar Studio Purple Jam»
aвтор: Petruccifan aka Кузьменко Саша
датировано: 17.1.2013





Авторская колонка: ответственность за размещенную информацию берет на себя автор


Купил билет - помог сайту:
Электронный билет
вверх
 
подключайтесь: Twitter · Facebook
copyleft 2003-2017 www.rock.kiev.ua