Twitter Facebook RSS
W
W
W
.
R
O
C
K
.
K
I
E
V
.
U
A
АФИША
РОК.энциклопедия
ФОТО.банк
ОБЪЯВЛЕНИЯ
ФОРУМ
КИЕВСКИЙ РОК КЛУБ
Авторская колонка
Привет, Гость!
Статус: н/д
Возможности: 0%

Начать поиск...
Избранное
Другие публикации автора:

Музыканту и организатору на заметку: небольшое пособие по профессиональной этике

Не секрет, что труд музыканта далеко не всегда оплачивается по достоинству, а иной раз вообще не оплачивается. И если ситуация в кабаке еще не столь плачевна, то андеграунд в этом плане - просто какое-то стихийное бедствие! Группы выступают в почти пустых клубах на изрядно потрепанной аппаратуре, а горе-организаторы иной раз даже пиво-чай-кофе не предложат, не говоря уже о материальном вознаграждении. Что ж, давайте разберемся, почему так происходит, кто виноват и как с этим бороться.

Для начала рассмотрим ситуацию, с которой нет-нет, да и сталкиваются молодые группы, желающие получить работу в кабаке. Коллектив предлагает себя, а хозяин заведения говорит: "Хорошо, давайте попробуем. Первый раз вы сыграете у нас бесплатно, а если вы нам подойдете, мы вас пригласим уже за деньги". Что поделать, работу получить хочется, команда соглашается, отыгрывает за "спасибо", а что потом? Конечно же, группе никто не перезванивает, а хозяин ищет таких же наивных мальчиков и девочек. Естественно, музыканты обижены, мол, плохой дядя, не сдержал слово. Дядя-то, конечно, неправ в своих действиях, но и пострадавшая сторона могла бы быть менее пострадавшей, если бы поспособствовала другому варианту развития событий. Самым правильным и самым резонным вариантом был бы спокойный ответ на предложение хозяина: "А давайте мы к вам придем и покушаем у вас бесплатно. Если нам понравится работа повара и обслуживание, мы в следующий раз придем уже с деньгами". Конечно, такой ответ не дает вам гарантии того, что потенциальный работодатель извинится перед вами и спросит, сколько вы хотите за работу, но таким способом вы как минимум даете человеку понять, что у вас есть самоуважение как к себе лично, так и к своему труду. Есть и другой вариант - договориться о прослушивании в дневное время. Прослушивание - штука изначально не коммерческая, но при таком положении вещей обе стороны находятся в равных условиях: музыкант тратит свое время на короткое показательное выступление, хозяин - на непосредственное присутствие и вынесение вердикта. Компромисс, так сказать. 

Гораздо сложнее дела обстоят с авторскими командами и их концертами. Рассмотрим стандартную ситуацию: клуб, рок-концерт. Два из пары десятков столиков заняты, под сценой колбасится еще пара-тройка не совсем трезвых тел, иногда сбоку от сцены можно заметить орущих девчонок в количестве, плюс-минус равном количеству музыкантов на сцене. Выступающие - одна из многочисленных молодых групп. Аппарат - не ахти, счастье, если на комбоусилителях еще не сгорели конденсаторы, а барабанные стойки и пластики в целости и относительной сохранности. Звукорежиссер скучает - хорошо, если за пультом. Где-то в уголке прячется организатор, подсчитывающий скромный кассовый сбор. Картина невеселая. Чем объяснить столь печальное зрелище? 

Пойдем по порядку. По пунктам, так сказать.

Как у нас все происходит? Какой-нибудь молодой организатор хочет срубить капусту. Понимает, что срубит немного, но лучше, чем ничего. Находит небольшую площадку, забивает дату, приглашает несколько групп, если не поленится - рисует афишу и клеит ее на входе в клуб. Музыкантам говорит - приглашайте людей. Естественно, о деньгах никто не заикается: организатор не предлагает, да и музыканты не торопятся спросить, что же им будет за работу и за содействие в рекламе мероприятия. Кто в данном случае больше неправ - музыканты, которые не требуют вознаграждения, или организатор, который не предлагает его?

Конечно, можно сколько угодно говорить о том, что многие начинающие группы согласны выступать за "спасибо", поскольку им нужен опыт. Но статус "начинающий" рано или поздно от группы откалывается, а вредная привычка работать на шару - остается. Поэтому молодым командам с самого начала нужно учиться уважать себя. Допустим, брать меньше, чем старшие коллеги, но все-таки требовать награду за свой труд. Тем более - если группа принимает непосредственное участие в рекламе концерта.

И тут возникает вполне резонный вопрос: а должна ли группа заниматься рекламой мероприятия, если работа музыканта - прийти, подключиться, отыграть и уйти? Тут-то и всплывают на поверхность обязанности организатора - те самые, от которых предприимчивый "деятель культуры" старательно отлынивает, перекладывая все дела на плечи музыкантов. Если вам предлагают сыграть и вдобавок просят организовать рекламу - требуйте! Причем не только денег за работу, но и средства для рекламы. А как вы думали? Не Интернетом единым! Флаера, стикеры, афиши - если организатор просит вас содействовать рекламе, пусть будет так добр выдать некоторое количество рекламной продукции. Далее - поступайте, как знаете. Не хотите, чтобы коллеги-недоброжелатели застукали вас за расклейкой ваших собственных афиш - найдите среди вашей фан-группы пару-тройку преданных друзей, которые охотно распространят всю продукцию за бесплатный вход на концерт, бокал пива, публичную благодарность (нужное подчеркнуть). Раз уж вы договорились с организатором о своем участии в рекламе - пусть он предоставит вам такую возможность за пределами интернета. Пусть потрудится и сделает. Нечего за безделье деньги получать, договориться о концерте вы и сами можете. По большому счету, реклама мероприятия - святая обязанность организатора. Если уж он решает "доверить" эту обязанность музыкантам - значит, должен предоставить им и возможность выполнение данной процедуры. И не так, чтобы "я вам перешлю афишу, а вы распечатайте и расклейте", а так, чтобы выдать на руки пакован целлюлозы. Можно, конечно, и переслать, но тогда группа имеет полное моральное право предоставить чек по расходам на печать и требовать возмещение затрат. Не хватало еще в минус уходить в угоду желающему набить себе карман путем использования вас в качестве рабочей силы.

Едем дальше. Предположим, что вы заставили организатора уважать себя. Он нехотя соглашается заплатить причитающийся вам процент от входа и выдает вам небольшую пачку афиш. Все хорошо, вы пришли к соглашению, отработали концерт и даже что-то получили, но у вас есть подозрение, что хитрый организатор вас обсчитал. Как проверить, насколько оправданы ваши подозрения? Для этого рекомендуется заранее узнавать какой процент от продажи входных билетов заведение отдает организатору, а после концерта спросить охранника о кассе на текущий вечер. Дальше - чистой воды математика. Сумма, выданная организатором, не соответствует условиям договоренности? Не спешите предъявлять претензии, просто задайте вопрос - что помешало поступить так, как договаривались? Конечно, вам начнут рассказывать, что нужно было отбить затраты на рекламу итд. Во-первых, такие моменты, хоть и сами собой разумеющиеся, все-таки оговариваются до мероприятия, а не после. Во-вторых, уважающий себя организатор сумеет предоставить отчет по затратам, будь то чеки, накладные или прочие бумажки, подтверждающие капиталовложения.

Как поступить в том случае, если организатор упорно не хочет выполнять условия договора и всячески увиливает от объяснения причин своего нежелания? Очень просто - распространить информацию среди своих коллег. Так, мол, и так, товарищ Вася Петров не выполнил условия договоренности с музыкантами, имейте это в виду, подписываясь на сотрудничество с ним. Если "товарищ Вася Петров" не сделает выводы и будет продолжать в том же духе, музыкальная тусовка, в конце концов, откажется от работы с ним. 

Точно так же добросовестный организатор, готовый оплачивать труд музыкантов, имеет полное право выдвигать свои требования. Например, строгое соблюдение лимита времени, отведенного на выступление, своевременную явку на саундчек или же выход на сцену исключительно в трезвом состоянии. Если репутация группы зависит от поведения и уровня мастерства музыкантов, то репутация организатора зависит от уровня мероприятия, им проводимого. 

А теперь - внимание, самый главный вопрос: почему посещаемость среднестатистических концертов оставляет желать лучшего? Можно, конечно, списывать все на наш менталитет, на неумение публики ходить именно НА КОНЦЕРТЫ, а не "послушать друзей и свалить". Но ведь никто не станет отрицать, что не будет человек уходить оттуда, где ему интересно. А какой интерес представляет большинство мероприятий? Правильно - практически никакого. Кто должен заботиться о привлечении внимания публики? Музыкант? Организатор? Абсолютно верно - и тот, и другой.

И что же нужно музыкантам и организаторам для того, чтобы заинтересовать зрителя, сделав качественный продукт? Нужно всего ничего - уважать себя, уважать противоположную сторону и не забывать о профессиональной этике. Тогда два, на первый взгляд, оппонента смогут объединить свои знания, усилия и профессиональные навыки так, чтобы из оппонентов превратиться в рабочий тандем, способный создавать качественный продукт для зрителя-потребителя. Под силу ли это украинскому андеграунду? Теоретически - абсолютно под силу, практически - дело и время покажут.

Сюзанна Элпи



«Заметки крошки Сью»
aвтор: ELPy aka Сюзанна Элпи
датировано: 18.10.2013





Авторская колонка: ответственность за размещенную информацию берет на себя автор


Купил билет - помог сайту:
Электронный билет
вверх
 
подключайтесь: Twitter · Facebook
copyleft 2003-2017 www.rock.kiev.ua