Twitter Facebook RSS
W
W
W
.
R
O
C
K
.
K
I
E
V
.
U
A
АФИША
РОК.энциклопедия
ФОТО.банк
ОБЪЯВЛЕНИЯ
ФОРУМ
КИЕВСКИЙ РОК КЛУБ
Авторская колонка
Привет, Гость!
Статус: н/д
Возможности: 0%

Начать поиск...
Избранное

12-струнная гитара

12-струнная гитара

Вряд ли можно определенно сказать, сколько на гитаре должно быть струн для оптимального звучания. Каждый гитарист по-своему отвечает на этот вопрос. Так, гитарист с Гавайев может сказать, что четыре струны на гитаре лучше всего, американский или европейский гитарист скажут – шесть, а многие русские музыканты ответят, что оптимально звучат семь струн. Но существует небольшое количество гитаристов, которые уверенно и категорично заявят, что лучше всего звучит 12-струнная гитара. Эта статья посвящается именно тем, кто хочет войти в это небольшое количество поклонников 12 струн.

Официальное появление 12-струнной гитары произошло в США в начале ХХ века. Первыми мастерами, включившими эту гитару в свои каталоги, стали итальянцы, которые работали на таких известных музыкальных производствах Америки, как Оскар Шмидт и Ригал. Именно по этой причине Италия считает себя родиной 12-струнной гитары. Еще одной причиной такого мнения является итальянская традиция изготовления инструментов со спаренными струнами, примером которой может стать хот бы известная на весь мир итальянская мандолина.

Но Италия является не единственной страной, претендующей на звание родины 12-струнки. Так себя называет Мексика, и неспроста, ведь гитары, имевшие 12 струн, здесь появились не одно столетие назад. Хотя стоит отметить, что размеры эти инструменты имели другие, и струны были спарены немного по-другому, но, тем не менее, они были больше похожи на современную 12-струнную гитару, чем итальянская мандолина.
В то же время США имеет право называться родителем этого инструмента, ведь именно гитары американского производства распространились по всему миру, делая 12-струнную гитару одним из незаменимых и наиболее удобных инструментов для аккомпанемента.

В любом случае, не зависимо от того, кто был настоящим родителем, эти гитары не оказались забытыми и стали чудесным орудием в руках тысяч профессионалов по всему миру: от знаменитого Лио Коткэ, до Александра Розенбаума. Кроме того, думаю, каждый более-менее серьезный любитель был бы не прочь пополнить свой гитарный арсенал 12-струнным чудом.
«Так в чем же состоит отличие этого инструмента от обычной 6-струнной гитары?» - спросите вы. Внешний вид 12-струнки мало чем отличается от своего гитарного сородича, за исключением шести парных рядов струн, которые настраиваются в октаву. Это значит, что начиная с 3 струны в паре струны не одинаковые (одна толще и имеет обмотку в отличие от более тонкой струны), и пары эти настроены хоть и в унисон, но одна из струн на октаву ниже другой.
Задумайтесь на минутку, какое звучание позволяет получить такое расположение струн. Здесь и объем, и мощь как при игре двух инструментов одновременно.
Строй 12-струнной гитары выглядит так же как и в 6-струнной, с учетом указанных выше особенностей.

1 струна - E (ми) – первой октавы обе струны
2 струна - B (си) – малой октавы обе струны
3 струна - G (соль) – малой и первой октавы
4 струна - D (рэ) – малой и первой октавы
5 струна - A (ля) – большой и малой октавы
6 струна - E (ми) – большой и малой октавы

Но кроме такой стандартной настройки можно использовать и альтернативные. Нужно конечно же учитывать показанную выше схему. Тем, которые уже имеют некой опыт игры, можно порекомендовать опустить струны на пол тона или целый тон. Послушайте результат: очень часто такой заниженный строй делает звук более богатым.

Не хотелось бы упустить моменты, которые едва ли видны внешне, но которые сильно влияют на звучание. Многим известно, что натяжение струн в 6-тиструнной гитаре приблизительно равно 150 фунтам, а пружины на внутренней стороне деки нужны в первую очередь для того, чтобы сдерживать это натяжение и предохранять деку от деформации, и только потом их форма, вес и расположение имеют влияние на звук инструмента. Из этого следует, что с увеличением натяжения в два раза мы должны вдвое увеличить толщину деки и пружин, иначе сильное натяжение уничтожит нашу гитару.

Но если просто увеличить вдвое толщину всего, что связанно с прочностью инструмента, гитара станет больше напоминать стиральную доску со струнами. Сомневаюсь, что будет реально играть на таком приспособлении, но даже если у кого-то и получится, то звук вряд ли будет нормальным. Описать это звучание можно примерно так: тонкое, слабое, с большим количеством высоких частот и с полным отсутствием низов.
Да вы и сами можете в этом убедиться, взяв в руки дешевую 12-струнную гитару китайского или корейского производства. Их дека, конечно, не вдвое толще, но для ее упрочнения используется многослойная фанера, которая хоть и исполняет возложенные на нее функции, но и вибрирует хуже. Кроме этого такие фирмы используют дополнительные пружины, что полностью лишает гитару вибрации.
Из этого следует вот что: если вам вряд ли удастся найти обычную гитару с приличным звучанием стоимостью меньше 200$, и любой профессиональный гитарист согласится с этим, то чтобы приобрести хорошую 12-струнку, вам придется выложить в два раза больше. Хотя можно натолкнуться и на приятные исключения в ценовой политике рынка пользованных инструментов.
Мы немного поговорили о конструкции инструмента, а теперь перейдем к информации о самых известных производителях.

Сейчас практически каждая фабрика, даже самая захудалая, которая занимается выпуском гитар, изготовляет 12-струнки. По этой причине я расскажу лишь о некоторых фирмах, которые, как мне кажется, выпускают наиболее качественные модели, работая на улучшение имиджа 12-струнной гитары.
Одной из наиболее заметных фирм, выпускающих эти инструменты, является компания Гилд (Guild), которая в 60-тые годы превратилась из маленькой почти обанкротившейся фирмы в самую популярную в какой-то период в Америке именно благодаря тому, что начали выпускать 12-струнные гитары. Эти гитары считаются таким же стандартом, как 6-струнки от Мартин. Их отличительной чертой является двойной анкерный стержень, а также специальная конфигурация пружин, которая увеличивает прочность, не уменьшая звучание.
Еще одной компанией, которая сделала свой вклад в популяризацию 12-струнных гитар, является Овейшн (Ovation), чьи знаменитые модели Legend и Adamas наиболее популярны именно в 12-струнных вариантах. Если же такую гитару подключить к усилителю, вас просто удивит это отличное звучание. Гитару Овейшн вы можете у многих исполнителей, одним из которых является Розенбаум. Свою черную гитару этой фирмы он использует практически на всех выступлениях.

Если говорить о электрогитарах, то в этой сфере абсолютным лидером является фирма Рикенбакер (Rickenbacher), чьи электрические 12-струнные гитары считаются классикой. Эти инструменты отличаются необычным как для 12-струнки расположением колков, а их звучание можно услышать у таих знаменитых групп и исполнителей как Битлз и Тома Пети.
Второе место среди 12-струнных электрогитар можно вполне заслужено присудить Fender Stratocaster XII. Эта модель является достаточно редкой, но легендарной.
Кроме представленных выше мэтров по выпуску гитар, производством 12-струнок занимаются и многие мастера-одиночки и маленькие мастерские, работы которых являются зачастую просто потрясающими. Среди них хотелось бы отметить фирму Бридлав (Breedlove), инструменты которой удивляют не только отличным звуком и качеством, но и экзотическим подбором древесины. Их самая популярная модель имеет заднюю стенку, изготовленную из африканского полосатого дерева эбони.
Эта фирма пока достаточно молодая и маленькая, да и в постсоветском пространстве она пока остается неизвестной, но в будущем, думаю, она завоюет немало музыкантов качеством и оригинальностью своей продукции.

Напоследок хотелось бы еще сказать вот что: хоть 12-струнная гитара чаще всего используется в качестве аккомпанемента, многие мастера используют ее для исполнения соло партий, и достаточно удачно.
Так как строй 12-струнки такой же, как у 6-струнной гитары, не нужно переучиваться, чтобы на ней играть. Конечно, нужно привыкнуть к спаренным струнам и приловчиться на них играть. Многие стандартные приемы поначалу получаются весьма неумело, но со временем и практикой все получается. В любом случае, этот инструмент стоит того, чтобы на нем хотя бы попробовать поиграть, а там дальше вы сами поймете, что делать.



«Hitonline - интересно и полезно!»
aвтор: Hit-online aka Григорий Шевченко
датировано: 29.2.2012





Авторская колонка: ответственность за размещенную информацию берет на себя автор


Купил билет - помог сайту:
Электронный билет
вверх
 
подключайтесь: Twitter · Facebook
copyleft 2003-2017 www.rock.kiev.ua